На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 622 подписчика

Не будет на дороге раритетов

Для снижения уровня аварийности, улучшения экологической ситуации и стимулирования производства ведомство предлагает установить предельные сроки эксплуатации автотранспорта

Минпромторг хочет прописать автомобилям максимальный возраст

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Минпромторг вернулся к идее законодательно ограничить сроки эксплуатации автомобилей в России. Ведомство разрабатывает поправки в закон «О безопасности дорожного движения» — это следует из проекта закона, размещенного на портале regulation.gov.ru. В ведомстве отмечают, что подавляющее большинство транспортных средств в РФ эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, что приводит к росту аварий, нарушению экологии и гибели людей. 

Впервые идею об ограничении предельных сроков эксплуатации автотранспорта высказал бывший замруководителя Минпромторга Алексей Рахманов еще весной 2012 года на заседании экспертного совета в Госдуме. Сейчас в Минпромторге считают, что введение ограничений по сроку эксплуатации заставит владельцев автомобилей чаще их обновлять, что «позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах». Косвенным следствием принятия федерального закона также станет стимулирование производства в России автомобилей и дополнительное пополнение бюджета. 

В пояснении к законопроекту говорится, что большинство автомобилей в России эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Следствием этого является их низкая техническая надежность — по мере роста пробега усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4–2,5 раза. По данным ведомства, сейчас в России парк легких коммерческих автомобилей типа «Газели» возрастом старше восьми лет составляет 64% от всего количества этого вида транспорта, доля средних грузовиков возрастом более 10 лет — 52%, больших грузовиков — 76%, автобусов — 57%. 

Всё это повышает вероятность внезапных поломок и последующих аварий и ДТП. Кроме того, в силу моральной и физической старости такие машины не соответствуют нормам пассивной, активной и экологической безопасности. «Аварийность наносит огромный материальный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети», — говорится в пояснении. По данным Минпромторга, в результате ДТП в России ежегодно погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.

Эксперты неоднозначно относятся к этой идее. 

— Если такая практика будет внедрена, то она вступит в противоречие с 35-й статьей Конституции РФ, в которой говорится о праве граждан на свободное пользование и распоряжение своим имуществом, — рассказал «Известиям» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Было бы понятно, если бы предложили ограничение по техническим данным, например, если машина разваливается на глазах, загрязняет воздух. А показатель возраста не объективен. Хороший десятилетний Mercedes по качеству будет лучше новой «Лады Калины». 

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев полагает, что не стоит в данном вопросе рассматривать лишь ограничения на эксплуатацию автомобилей. 

— Необходимо расширять программу и не ограничивать ее только автомобилями. Бесконечное продление сроков эксплуатации, например, подвижного железнодорожного состава также создает очень серьезные угрозы, поэтому необходимо и для такого типа транспорта ввести предельные сроки эксплуатации, — пояснил «Известиям» Гутенев. — Если рассматривать вопрос в «автомобильной» плоскости, то имеет смысл вводить ограничения на грузовой транспорт, поскольку длительная эксплуатация грузовиков, помимо повышенной аварийности, приводит к повышению цен на перевозку грузов.

Чтобы зачистить российский автопарк от автохлама, правительство России уже проводило федеральную программу утилизации: при сдаче старого автомобиля в утиль или в трейд-ин владелец машины получает скидку на покупку нового автомобиля отечественного производства. Сейчас эта программа возобновлена и продлится до 31 декабря 2014 года. К программе присоединились практически все основные российские автопроизводители: ГАЗ, «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Соллерс», Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, «Renault Россия», Hyundai и KIA. Бюджетное финансирование программы, как и было объявлено ранее, составит 10 млрд рублей. Бонус в случае легковых автомобилей при сдаче в утилизацию составит 50 тыс. рублей, а при продаже машины по схеме трейд-ин — 40 тыс. рублей. Владельцы старых грузовиков и некоторых джипов могут получить скидку в 350 тыс., а автобусов — 300 тыс. рублей. 

Сейчас в Евросоюзе действуют похожие ограничения, только за рубежом вывод из эксплуатации транспорта осуществляется не за счет принудительных мер, а за счет косвенных санкций экономического и организационного воздействия на автовладельцев. Так, поскольку возраст авто прямо связан с уровнем загрязнения атмосферы, в Европе установили дифференцированные налоги, сборы и иные платежи по принципу «больше загрязняешь — больше платишь». Это приводит к тому, что эксплуатировать старые автомобили, особенно грузовые, становится невыгодно.

источник



Картина дня

наверх