Под автотуризмом у нас сейчас принято понимать поездку на своей машине к ближайшему лесу, озеру или морю. Или же на машине, взятой по каршерингу, проехаться по европейской стране. Отдельные смельчаки едут в Европу на своей.
Сел, завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не проехать.
Бывалые, так сказать, автовладельцы проверят давление в докатке, наличие домкрата и компрессора для подкачки шин, и возьмут с собой омывайку, и доливку антифриза.
Но бывали времена, когда автотуризм у нас можно было считать экстремальным видом времяпровождения, сродни нынешнему автопробегу «BanjulChallenge», например, где участникам нужно пересечь несколько стран, в том числе африканского континента, проехать около 9 тыс. километров на машинах, мягко говоря, очень подержаных. В прошлом году трое ребят из Украины ехали «BanjulChallenge»на старом «Иж-Комби», который они купили за $300.
Дело в том, что в 50-х, 60-х годах даже АЗС были большой редкостью, а 2-3 заправки можно было найти в крупных городах. В те времена, навигаторов понятное дело не существовало, на картах, опубликованных в различных «Справочниках автотуриста» были проложены маршруты к популярным курортам, на которых были помечены локации с заправками. Автосервисов же тогда не было вообще в их нынешнем понимании, тогда каждый автовладелец сам себе был и СТО и шиномонтажка.
Поездку на курорт обдумывали и готовили заранее, за несколько месяцев, так как подготовить надо было многое, в том числе и сам автомобиль, что бы не подвёл в дороге.
Вот список запчастей и инструментов, которые рекомендовалось взять с собой в дорогу автотуристу. Такой список приводился в «Справочнике автотуриста», конкретно этот актуален для середины 60-х, в дожигулёвскую, так сказать, эпоху.
Эксплуатационные жидкости и материалы
Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки.
Смазка УС или УСс (солидол) - 1 кг, 1-13 (жировая) - 300 г
Масло трансмиссионное - 0,5 л
Тормозная жидкость - 0,5 л
Дистиллированная вода- 0,5 л
Восковая паста - 1 банка
Изоляционная лента -1 шт
Клей 88, БФ-2 и БФ-6 - 3 тюбика
Шпагат - 1 моток
Проволока железная мягкая - 1 м
Электропровод (осветительный, высоковольтный) -1 м
Аптечка для ремонта шин - 1 шт. Сейчас мало кто знает что это вообще такое, но у меня была одно время, я её нашел в дедушкином гараже полностью комплектной, и этот артефакт показывал всем друзьям. Там были различные заплатки для ремонта камер, клей, золотники, сырая резина…
Золотники в сборе - 2 шт
Мыло для стирки (хозяйственное) -1 кусок
Сургуч - 0,5 брусочка. (это такая коричневая штука, которой в старину конверты запечатывали. Зачем она нужна была автомобилисту даже в середине 20 века – мне лично непонятно.
Маслостойкая резина - 1 шт,
Обтирочный материал (тряпки, ветошь)
Перечень запчастей, котоыре рекомендовалось взять с собой был таким:
Автомобильные камеры - 2 шт.
Ремень привода вентилятора - 1 шт
Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла -1 шт
Стакан отстойника топливного насоса - 1 шт (грубо говоря, это был топливный фильтр в те времена)
Прокладка стакана отстойника топливного насоса - 2 шт.
Диафрагма топливного насоса в сборе -1 шт
(или бензонасос в сборе, если имелся запасной)
Конденсатор - 1 шт (в старых контактных распределителях зажигания был конденсатор)
При наличии запасной катушки зажигания е так же рекомендовалось взять в дорогу.
Электролампы - 1 комплект на автомобиль.
Ротор распределителя зажигания-1 шт.
Комплект контактов распределителя зажигания - 1 шт
Контактный уголек крышки распределителя - 1 шт.
Щетки генератора - 2 шт
Свечи зажигания -1 комплект
Предохранители - 4 шт
Стекла передней фары и подфарника - по 2 шт
Передний тормозной шланг - 1 шт
Подшипники передних колес -1 комплект
Грязезащитные резиновые чехлы - 1 шт (не знаю даже что это и для чего)
Инструменты и принадлежности
Канистра для бензина - 1 шт. (но многие брали парочку)
Воронка с сеткой для наливания бензина - 1 шт (это заправочная лейка)
Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?)
Губка для мойки машины - 1 шт
Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля - 1шт
Струбцина для вулканизации камер -1 шт
Шланг с приспособление для переливания бензина - 1 шт (шланг с ручным насосом-грушей для перекачки бензина, была такая в советское время, да и сейчас у дальнобоев часто встречается)
Полиэтиленовая канистра на 10 л или термос для воды -1 шт
Карманный электрический фонарь- 1 шт
Буксирный трос - 1 шт
Водонепроницаемая подстилка - 1 шт
Малый разводный ключ - 1 шт
Ножовка по металлу -1 шт
Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый - по 1 штуке
Чехол для автомобиля или комбинированная тент-палатка - 1 шт
Лопата туристическая (саперная), топорик и пила-ножовка по дереву – 1 шт. (рекомендовалось брать и топорик и ножовку)
Ну, как вам списочек? Представьте, что загружаете сейчас всё это в машину, собираясь из Москвы в … в Крым, например. Или в Прибалтику. И представьте, что ехать вы туда будете несколько дней, ведь рекомендованной суточной нормой пробега по хорошей асфальтированной дороге было 500 км в день. Правда, и скорость автомобилей тогда была невысокой, а груженный всем чем только можно придумать автомобиль автотуриста хорошо если 60 км/час по трассе мог идти. Кстати, приведенный список не включает в себя штатный набор инструментов прилагавшийся к автомобилю с завода, в него входило как правило всё, что могло понадобиться для ремонта машины даже в условиях гаража, а не в полевых.
Ну а дальнейшая комплектация снаряжением зависела от того, какая была конечная цель на курорте, к которому держали путь. Если это был благоустроенный пансионат, то было проще, основной задачей было до него добраться. Ну а если отдыхать ехали «дикарём», а автотуризм не только в СССР но и в мире, предполагал как правило такой вид отдыха, до пансионата проще было доехать поездом или долететь самолётом, то список снаряжения пополнялся множеством всякого инвентаря.
В первую очередь брали палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под рюкзаком.
Рекомендовано было брать с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги – «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды, раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же автотуристам надо было предусмотреть антимоскитные сетки на боковые окна своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей», «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров». А что-то можно было сделать и самому, вырезать из листа фанеры столик на руль.
Кажется, что всё вышеперечисленное, учитывая немалые габариты и вес продававшихся в то время туристических принадлежностей, можно разместить разве что в микроавтобусе. Но нашим дедушкам и бабушкам, желавшим отдохнуть на море «дикарями» удавалось всё это как-то размещать в «Москвичах» первого (400/420) и второго (402-407-403) семейства, «Победах», «Волгах» 21-х. и даже "горбатых" Запорожцах. В справочниках автотуриста приводились и советы, какой и где размещать багаж в машине для правильной развесовки. Был там и довольно подробный справочник медицинских советов.
У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп.
А ведь были еще туристы-мотоциклисты, и даже туристы на мотороллерах, правда, там список поклажи у них был куда скромнее, но и комфорта в путешествии – меньше, чем на автомобиле.
Массово популярным (в советском понимании) автотуризм стал возможен с началом производства «Москвичей» второго поколения и «Волг» первого поколения. Недаром именно эти машины фигурируют на большинстве тематических фото и иллюстраций, связанных с автотуризмом тех лет. Эти машины отличались повышенной надёжностью, в сравнении с предшественниками, и требовали меньшего объема обслуживания. Доехать в тот же Крым и вернуться домой, не меняя масло, это тоже был прогресс. Немаловажным был и выросший уровень комфорта в салонах машин. К примеру, переднее сиденье «Москвича» в разложенном виде образовывало в салоне большое спальное пространство, соединяясь с задним. С полноценной кроватью в отеле это несравнимо, но уже хоть что-то.
О существовании жилых прицепов-трейлеров большая часть советских автотуристов, даже не подозревала. В СССР они не производились, хотя в 1958 году попытка создать что-то подобное была предпринята на РАФе и называлсь «Кемпер». Выглядел он вот так, но в производство не пошел.
Заядлые любители автотуризма пытались строить что-то своими силами. Вот одна из таких попыток, автоприцеп- трейлер «Теремок», иллюстрация из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Конечно это уже не палатка, но и до функционала американских прицепов-трейлеров далековато.
Автотуризм выходного дня был более распространенным явлением, чем на курорты, в ближайший лес или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай. Ехать рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа…
С появлением более надёжных и более скоростных машин, «Москвича» 408 и особенно – 412 семейства, "Запорожца" 966 серии и вазовской «Копейки», на которых можно было преодолевать значительные расстояния, популярность внутреннего автотуризма в СССР неуклонно росла, но инфраструктура для него, к сожалению, в необходимых объемах так и не появилась.
Тем не менее, поездка в отпуск на своем автомобиле оставляли отдельные от основного отдыха впечатления, и каждое лето всё больше и больше автотуристов устремлялись к тёплым морским побережьям.