На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 609 подписчиков

Спецокраска автомобилей в СССР



В 1960-е годы в Советском Союзе возникла потребность в совершенствовании устоявшихся схем окраски спецтранспорта. Эта потребность была обусловлена расширением типажа и увеличением численности специальных транспортных средств. К вопросу подошли серьёзно, новые схемы окраски разрабатывались на научной основе.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) в 1964—1965 годах были разработаны цветографические схемы окраски аэродромных средств транспорта «Аэрофлота», итогом которой стал выпуск соответствующей отраслевой нормали. В 1968—1969 годах была разработана система окраски для транспортных средств милиции, зафиксированная в отраслевой нормали МВД «Окраска и опознавательные знаки специальных автомобилей и мотоциклов». Были также решены более частные цветографические задачи: окраска автомобилей-такси, сочлененного троллейбуса и др.




В 1970 году, как известно, был открыт Волжский автозавод в Тольятти. Увеличился выпуск автотранспорта и на других автозаводах - количество автомобилей на дорогах страны стало стремительно расти. Плотность и интенсивность движения на городских магистралях росли особенно заметно. Что важно, в те годы широкое распространение получила окраска автомобилей в яркие, насыщенные цвета: васильковый, желто-канареечный, салатовый, ярко-красный и прочие, не очень ныне распространенные расцветки, в 1970-е годы распространились повсеместно.
В этих условиях транспортные средства оперативных служб, окрашенные однотонно в свои традиционные цвета, оказались трудно опознаваемыми. Организация для них беспрепятственного проезда становилась затруднительной. Вот и возникла необходимость переработки цветографических схем окраски этих машин с целью повышения их заметности и опознаваемости.
В 1972—1974 годах эта работа была проведена во ВНИИТЭ совместно с ВНИИНмаш Госстандарта СССР, как часть разработки проекта ГОСТа «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования».
Работа была выполнена на уровне дизайн-проекта.
В основу научной разработки цветографических схем окраски транспортных средств оперативных служб были положены данные отечественных и зарубежных исследований в этой области.
Свойства цвета и характер цветографической схемы должны обеспечивать два основных требования к окраске:
— сигнальность (заметность) — свойство, способствующее привлечению непроизвольного, рефлекторного внимания, что ведет к выделению объекта в транспортном потоке;
— опознаваемость — свойство, способствующее быстрому определению типа и назначения объекта.
Выбор цветов и их сочетаний проводился так, чтобы обеспечить наибольшую дальность видимости автомобилей на различных фонах и в условиях различного освещения. Учитывалось также эмоционально-психологическое воздействие цвета и его взаимодействие с формой окрашенного объекта.
Наибольшей дальностью видимости на типовых природных и городских фонах (сером, зеленом, голубом и др.) обладают красный, оранжевый, желтый и белый цвета. Человеческое зрение наиболее чувствительно по отношению к цветам желто-зеленой части спектра. Именно по этой причине для сигнальной окраски оперативных машин, как правило, выбирался лимонно-желтый цвет. Эффективность восприятия сигнального цвета повышается при его сочетании с дополнительным или контрастирующим по яркости ахроматическим (черным или белым) цветом.
Дальнейшее повышение сигнальности окраски может быть получено благодаря применению необычных цветографических схем (например, с вертикальным членением, с применением цветовых пятен неожиданной формы и т.д.). Однако, за счет привносимой дробности, опознаваемость автомобиля при такой покраске будет ухудшена (эффект камуфляжа). Кроме того, яркая, пятнистая окраска утомляет зрение и затрудняет внутреннюю координацию в транспортном потоке, а значит, — снижает безопасность. Таким образом, задача сводилась к выбору такой цветографической схемы окраски, которая обеспечивала бы преобладание сигнальности или опознаваемости и необходимый компромисс между ними. Преобладание того или иного свойства выбиралось исходя из характера службы транспортного средства и частоты и продолжительности его пребывания в транспортном потоке.
В число оперативных служб, которые охватывались разрабатываемым ГОСТом, входили: милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, аварийная служба контактной электросети и военизированные горноспасательные части (ВГСЧ). Окраска транспортных средств этих служб (в основном, автомобилей, а у милиции и пожарной охраны — также мотоциклов) ранее была принята следующая:
— для милиции (с 1969 года согласно упомянутой выше отраслевой нормали МВД): основной цвет лимонно-желтый, дополнительный — синий (полоса по боковине кузова, в зависимости от формы кузова, крышка багажника, задняя дверь и т. д.);
— для пожарной охраны: основной цвет красный;
— для скорой помощи: цвета, близкие к белому — «слоновая кость», светло-бежевый, «белая ночь», светло-серый;
— для аварийных служб (газовой и электросети): желтый верх, красный низ;
— для ВГСЧ: основной цвет — «морская волна», дополнительный — оранжевый («юбка» кузова).
Анализ этих цветов и применяемых цветографических схем позволил сделать следующие выводы:

Первое. Большинство применяемых основных цветов — лимонно-желтый, красный, белый и желтый — принадлежат к группе наиболее заметных, по крайней мере в дневное время. Кроме того, многие из них являются традиционными для соответствующих служб и способствуют также опознаваемости оперативных транспортных средств. Поэтому признано целесообразным сохранить перечисленные цвета как основные за соответствующими службами (с тем, однако, чтобы для автомобилей скорой медицинской помощи применялся только чисто белый цвет).

Второе. В целях повышения сигнальности и опознаваемости именно этой группы транспортных средств целесообразно разработать единую для большинства служб цветографическую схему окраски с выделением элементов дополнительного или контрастирующего ахроматического цвета.

Третье. Цветографическая схема окраски автомобилей ВГСЧ не удовлетворяет требованиям заметности и опознаваемости. Ввиду немногочисленности этих автомобилей целесообразно объединить их по окраске с автомобилями аварийных служб.

И четвертое. Желательно все оперативные службы снабдить отличительными знаками. На тот момент отличительные знаки имелись лишь на автомобилях милиции (Герб СССР), скорой медицинской помощи (красный крест) и ВГСЧ (эмблема службы).

Рассматривалось множество вариантов со сплошной окраской в вертикальную и косую «зебру», в «шашку», с разбивкой на крупные, равные или разновеликие поля самого различного геометрического характера и т.д. После обсуждения с различными специалистами было отобрано несколько образцов окраски с тем или иным количеством вертикальных (в проекции на фронтальную плоскость) полос спереди и сзади и горизонтальных — по бокам, а также с отдельными конструктивными элементами (дверьми и крыльями), окрашенными в контрастный по отношению к основному цвет.
Окончательно выбранная цветографическая схема характеризуется двумя вертикальными (в проекции) полосами на переднем фасаде автомобиля; они достаточно масштабны как цветные поля, и в то же время их сдвоенный ритм создает повышенную сигнальность, которая наиболее важна именно для передней части автомобиля (оптическое «дезорганизующее» воздействие этих полос, несмотря на их необычность и высокую сигнальность, минимально). Аналогичные полосы нанесены на поверхность автомобиля сзади. По бокам наносится по одной продольной (горизонтальной) полосе.
Особый вопрос возник относительно целесообразности окраски в контрастный цвет одной из дверей (передней) с каждой стороны. Поскольку мнения расходились, было решено провести тахистоскопический эксперимент с опознаванием предъявляемых изображений. Эксперимент был проведен при участии большого числа испытуемых. Эффективность окраски двери подтвердилась, и она была принята для всех автомобилей, кроме легковых («Москвич», «Волга» и «Жигули») и автомобилей милиции.



Для автомобилей, не имеющих кузова с развитыми боковыми поверхностями, пригодными для нанесения продольных полос (например, с пожарной лестницей, коленчатым подъемником и т.п.), предусматривалась окраска в контрастирующий цвет наиболее заметных функциональных элементов, которые в транспортном положении имеют направление, близкое к горизонтальному.
Таким образом сформировалась единая цветографическая схема окраски для автомобилей всех оперативных служб, кроме милиции.
Служба милиции занимала несколько отличное место в ряду других, поскольку в ее функции входит также обеспечение беспрепятственного проезда транспорта других оперативных служб. Кроме того, некоторые автомобили милиции подолгу находятся в транспортном потоке, из-за чего такие элементы, как контрастно выкрашенные двери, вертикальные полосы, могут оказаться утомляющими. Поэтому они не были введены в окраску. В качестве основного для автомобилей милиции был сохранен принятый согласно отраслевой нормали МВД лимонно-желтый цвет, наиболее активный из сигнальных цветов. Также сохранен синий цвет как дополнительный. Но в прежние цветографические схемы для отдельных типов автомобилей внесены некоторые изменения.
Например, отменена окраска крышки багажника в синий цвет (у автомобилей ГАИ на крышку багажника наносился синий круг с соответствующей надписью на нем). Отдельные подробности схемы подчинены конкретным особенностям пластики соответствующих моделей автомобилей: у «Волги» ГАЗ-21 боковые синие полосы охватывают нерасчлененную поверхность передних крыльев сверху, до разъема капота; у «Волги» ГАЗ-24 они ограничиваются перегибом поверхности по поясной линии, не выходя наверх, но зато опоясывая капот спереди; у автомобилей РАФ и УАЗ в синий цвет выкрашены элементы облицовки радиатора.



В рамки художественно-конструкторского проекта также входило установление номенклатуры и места нанесения элементов графической информации и эмблем оперативных служб.
Наименование службы («Скорая медицинская помощь», «Аварийная газовая служба», «Милиция» и т.д.) наносилось основным цветом с каждой стороны на боковую полосу дополнительного цвета (у автомобилей милиции наносилось белым цветом).
На пожарные автомобили согласно требованиям пожарной охраны наносилось: сзади — аббревиатура, обозначающая функциональный тип автомобиля («АЦ» — автоцистерна, «АЛ» — автолестница и т.д.); сзади и по бокам — номер пожарной части и название города, места дислокации части. Проектом предусматривалось нанесение аббревиатуры сзади белым цветом на красном поле, слева от вертикальных сигнальных полос; номер части и название города (под ним) наносились сзади, справа от сигнальных полос, белым по красному, и по бокам, на дверях, окрашенных в белый цвет, — красным по белому. На легковых автомобилях, не имеющих белой окраски дверей, название города наносилось красным цветом на участке белой полосы, проходящей через переднюю дверь; номер части — белым по красному полю двери под этой полосой.





Было предложено ввести дополнительные цифровые обозначения также и на автомобилях других служб. Например, на аварийных автомобилях газовой службы и электросети — их порядковые номера (которые ранее наносились на маленькие таблички); на автомобилях скорой помощи — номера обслуживаемых ими лечебных учреждений и т.д.





Проектом были предусмотрены места расположения на автомобилях эмблем оперативных служб. Отличительный знак милиции (Герб СССР) располагался на передних дверях автомобилей ниже синей полосы или, если это обусловлено формой двери, наполовину на полосе. На автомобилях скорой помощи эмблема (красный крест) наносилась на матированные стекла окон, по одной слева, справа и сзади. Эмблема ВГСЧ (красный крест и скрещенные молоток и ключ) располагалась в верхнем заднем углу боковины кузова автомобиля. Аналогичное расположение было рекомендовано для эмблем пожарной охраны и других служб, если такие эмблемы в дальнейшем будут утверждены.
Для надписей, аббревиатур и цифровых обозначений был принят шрифт «полужирный гротеск» Московского полиграфического института, обладающий наилучшей читаемостью на значительных расстояниях.





Для окраски мотоциклов милиции и пожарной охраны сохранили те же цвета, что и для автомобилей этих служб: соответственно лимонно-желтый с синим и красный с белым.



При разработке цветографических схем особое внимание уделялось обеспечению высококачественного выполнения окраски. С этой целью границы цветовых полей, поскольку это не противоречило основной идее схемы, проводились по технологическим швам, разъемам и перегибам поверхности кузовов.
Для тех случаев, когда границы полей не определяются характерными элементами формы или конструкции кузова, расположение этих границ задано размерами, указанными на схемах и в таблицах в приложении к ГОСТу. В качестве приложений к ГОСТу были также выполнены цветовые схемы окраски основных моделей автомобилей и мотоциклов, применяемых оперативными службами, а в текстовой части приложения были даны необходимые пояснения.
В целях проверки эффективности предложенных в проекте ГОСТа схем окраски специалистами ГУПО МВД и ВНИИПО пои участии представителей ВНИИТЭ были проведены сравнительные дорожные испытания пожарных автомобилей с различной окраской. Сравнивались три схемы окраски: обычная красная, без элементов белого цвета; красная с двойными белыми полосами спереди и сзади и одной продольной белой полосой на каждой боковине; с теми же полосами и окрашенными в белый цвет дверьми кабины водителя (последний вариант окраски соответствует цветографической схеме по проекту ВНИИТЭ).
Автомобили совершали контрольные заезды по замкнутому маршруту, проходившему большей частью по городским магистралям с интенсивным движением. Каждый должен был двигаться с максимальной скоростью, достижимой по условиям безопасности, что зависело от того, насколько быстро регулировщики и водители других автомобилей замечали пожарный автомобиль и успевали принять меры, чтобы освободить ему дорогу. В результате пятикратных заездов автомобили с белыми полосами показали экономию времени до 20% по сравнению с красными, без белых элементов. Была отмечена особая эффективность двойных вертикальных полос спереди, которые были заметны в массе автомобилей на большом расстоянии.
Основываясь на результатах этих испытаний, комиссия ГУПО — ВНИИПО рекомендовала для разрабатываемого ГОСТа вариант окраски с полосами и дверьми контрастного цвета.
В сентябре 1975 года проект ГОСТа «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования» был рассмотрен коллегией Государственного комитета СССР по стандартам и утвержден с вводом в действие с 1 января 1977 года, как ГОСТ 21392—75. Более того, было рекомендовано рассмотреть вопрос об утверждении этого стандарта в качестве стандарта СЭВ.
В заключении, следует отметить - внедрение единого государственное стандарта на окраску транспортных средств всех оперативных служб было первым опытом такого мероприятия в мировой практике.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх