Это случается с каждым...
Рано или поздно, как бы вы не старались вести себя аккуратно и не выделяться из общего потока, они заметят вас и остановят... Они — сотрудники ГИБДД. И что дальше? Остановить могут не только за превышение или непристегнутый ремень — могут просто проверить документы или в поисках угнанного авто остановить вас по ориентировке.
И что делать дальше? Наша беда, а не вина, в том, что мало кто из нас знает и понимает свои права, а уж о том, чтобы знать область ответственность ГИБДД — вообще и речи нет. Чтобы не попасть впросак автоинструкторы вместе с вами постараются освоить начальный уровень правовой культуры и поведения на дороге.Не дай мне повод!
Казалось бы, что такого? Остановили автомобиль, поговорили, посмотрели, проверили, разошлись... Но это только на первый взгляд остановка машины — рядовое событие. На самом деле это правовой акт, логическое начало диалога между представителем закона и гражданином, которое может иметь весьма далекоидущие последствия как для первого, так и для второго. Да хотя бы потому, что существует определенный регламент и целый список нормативных документов, в которых прописаны эти самые основания для остановки авто.
Если хотите действительно быть «во всеоружии», готовьтесь к возможному разговору с инспектором загодя.
Советуем хорошенько изучить следующие документы. Поверьте, они пригодятся вам, если диалог зайдет «не в ту степь»:
- Приказ МВД РФ № 329 от 01.06.98 года.
- Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденное приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 года (Наставление ДПС).
- Итак, чего же нельзя делать сотрудникам ГИБДД?
- Останавливать авто без необходимости(читайте пункт 13.7 Наставлений ДПС).
- Не сообщать о причине остановки вашего автомобиля(смотрите пункт 18.2 Наставлений ДПС).
- Не представляться по форме.
В противном случае, действия инспектора могут быть квалифицированы как нарушение служебной дисциплины, а в дальнейшем — оспорены в суде, убеждены инструкторы по вождению.
Ваши документы
Распространенная ситуация: на обочине автомобиль ДПС, сотрудники останавливают машину и приступают к проверке документов.... Вроде бы все правильно, по крайней мере, привычно, но! Есть один небольшой нюанс: проверку документов разрешено производить только на стационарных постах, а вот авто на обочине таким официальным пунктом ну никак не является.
А это значит, что мы просто массово привыкли к нарушениям и даже перестали их замечать.
Требование документов непосредственно после остановки и официального представления — опять же никак не тянет на объяснение причин. Проще всего в этом случае задать вопрос напрямую инспектору. В конце концов, он обязан на него ответить согласно пункту 18.2 Наставлений ДПС.
Береженого бог бережет
Инспекторы — не механические куклы, слепо выполняющие порученную им работу, это, прежде всего люди. Люди, которые тоже могут хитрить и пытаться оправдать свои действия вашими. Не давайте повода этого сделать.
Так, например, если ваше авто остановили, не объяснив причины, а затем сослались на то, что вы были не пристегнуты, знайте, что во время движения инспектор этого заметить не мог, а значит,имеет место самоуправство.
И даже если этот злополучный ремень действительно был не пристегнут (что, кстати, не добавляет вам очков в споре), то доказательства инспектор собрал незаконным путем, а значит,они и доказательствами не являются. А вот у вас есть вполне реальный шанс выиграть дело в суде, если до этого дойдет.
Чтобы избежать разницы во мнениях — используйте диктофон или встроенную в телефон функцию записи разговора. Поверьте, этим вы никого не унизите, а вот дисциплинировать стражей порядка можно даже самим фактом наличия у вас звукозаписывающего устройства.