Журналисты издания Classic & Sport Car обнаружили в пригороде Петербурга интереснейший автомобиль - первую послевоенную модель некогда знаменитой марки Packard. Чем привлекает эта машина знатоков автомобильной истории и насколько сложно восстановить ее вдали от родных берегов?
Американской марки Packard не существует уже более полувека, но она на удивление хорошо знакома многим.
Ее представительские машины являют собой образцы высокого инженерного искусства и безупречного вкуса, а потому неизменно пользуются уважением и интересом. Однако корпорация Packard Motor выпускала не только персональный транспорт для сильных мира сего, но и автомобили попроще - а по окончании Второй мировой войны и вовсе сосредоточила на масс-маркете все свои усилия. Такие машины известны меньше, поэтому возможность познакомиться поближе с моделью 200 в кузове Club Sedan следует расценивать не иначе как удачу.
Великолепный экземпляр, который вы видите на фотографиях, датирован 1951 модельным годом, а значит, имеет определенную историческую значимость. Ведь он принадлежит к 24-й серии (Packard вел собственное "летоисчисление" с 1923 года). Которая для знаменитой марки стала первым поколением послевоенных машин. И по роковому стечению обстоятельств - последним. Производство этих автомобилей началось 21 августа 1950 года, а объединяла их не только общая агрегатная база, но и дизайн Джона Райнхарта. Свою работу шеф-стилист Packard Motor выполнил отлично – угловатый кузов с гладкими передними крыльями и спрятанным между ними капотом смотрелся современно, равно как широкая решетка радиатора и цельное лобовое стекло.
Рекламное агентство Young and Rubicam, обслуживавшее тогда Packard Motor, даже начало продвигать оригинальное название contour styling, то есть "контурный стиль".
Вся 24-я серия делилась на две группы машин – бюджетную модель 200 с колесной базой размером 122 дюйма (3100 мм) и престижные 300 и Patrician 400 с базой, удлиненной до 127 дюймов (3230 мм). Внешне последние отличались кормовой частью с горизонтальными фонарями, небольшими "плавниками" и панорамным задним стеклом. Модели 200 полагался двигатель объемом 288 кубических дюймов (4.7 л) мощностью 135 л. с., а старшим по званию – 327-кубовый (5.4 л) с отдачей 150 л. с. Оба мотора относились к прославившемуся своей надежностью семейству Thunderbolt и являли собой рядные "восьмерки", идеально сбалансированные и тихие, однако, по убеждению общественности, устаревшие.
На пике моды тогда был кадиллаковский V8 – во всяком случае, маркетологи General Motors трубили об этом на каждом углу. А семь месяцев спустя в продажу поступил своеобразный гибрид – кабриолет и хардтоп на шасси модели 200 с мотором от 300/400, названный Packard 250. Надо сказать, в те годы производители часто шли навстречу клиенту и по его просьбе могли поставить в любой кузов любой мотор, пусть даже такая комбинация не была оговорена в каталогах. Подобным образом поступал и Packard, что в наши дни лишь добавляет головной боли коллекционерам и знатокам.

Но обратимся к автомобилю, который ныне обитает в пригороде Петербурга. Задняя часть кузова этого экземпляра выдает в нем модель 200, а хромированные окантовки дверных рамок и кромки колесных дисков из нержавейки указывают на принадлежность к улучшенной комплектации Deluxe, но никак не базовой Standard. Первый владелец машины не скупился, что заметно по изящной накапотной скульптуре, которая в том сезоне являлась частью заказного оборудования, ибо штатным украшением версии 200 Deluxe был стилизованный самолет. Вокруг этой птицы традиционно разгораются орнитологические дискуссии: в буклетах Packard она называлась "пеликан", хотя общепринятому представлению о пеликанах едва ли соответствует. Длинная шея позволяет предполагать в ней лебедя, а форма крыльев – баклана. Однако не стоит искать истину – биологическая достоверность в данном случае принесена в жертву эстетике.
Завершая разговор о кузовах, необходимо отметить, что в 1951 модельном году Club Sedan выпускался не только в пятиместном, но еще и в двухместном исполнении Business Coupe, адресованном коммивояжерам и лишенном заднего дивана. Предлагался клиентам и полноценный 4-дверный седан. Список опций возглавляла двухдиапазонная гидромеханическая трансмиссия Ultramatic, примечательность которой заключалась в том, что это был единственный автомат, разработанный за пределами Большой Тройки". Однако Ultramatic существенно ухудшал разгонную динамику машины, поэтому многие клиенты предпочитали 3-ступенчатую "механику".

Зато все без исключения автомобили оснащались гидравлическим усилителем тормозов Servo-Hydraulic и приборной панелью Tele-Glance, которая достойно выглядит даже в наши дни. Packard 200 Club Sedan Deluxe, о котором идет речь, стоил от 2563 долларов. Увеличить эту цифру помогали опции, среди которых, помимо упомянутого "пеликана", были радиоприемник с электрическим приводом антенны и динамиками в задней полке, мощная "печка" с автоматическим поддержанием температуры, омыватель лобового стекла, дворник для заднего стекла и кое-что по мелочи. На выбор предлагались 12 вариантов ткани для обивки сидений.
"Наш" Packard 200 попал в Россию несколько лет назад и успел сменить не одного владельца, прежде чем оказался в руках мастеров питерской фирмы Wild West Cars – той самой, что специализируется на реставрации и "кастомайзинге" американских машин. Случилось это поздней осенью 2011 года. Внешне автомобиль выглядел сносно, заводился и ездил, однако состояние нижней части кузова было попросту удручающим. Коррозия практически полностью уничтожила днище; пороги и усилители держались на материале, напоминающем макрофлекс. Утраченные детали отсутствовали даже на складах в США, поэтому их пришлось изготавливать "с нуля" по лекалам. К счастью, рама сохранилась идеально и особого внимания не требовала.

Двигатели и детали трансмиссии производства Packard Motor славились надежностью и долговечностью, и репутация эта подтвердилась сполна. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что на этой машине ездили понемногу, но регулярно. В итоге мотор даже не потребовал переборки, хотя все запчасти для него были заказаны и доставлены из Америки. Зато новые детали пригодились для восстановления работоспособности бортовой электросети с напряжением 6V. Заменить пришлось и боковые стекла кузова, которые были испорчены пескоструйной обработкой во время одного из прежних ремонтов.
Большие проблемы создала дюралевая фурнитура кузова – в частности, дверные ручки и накапотное украшение. Технология ее реставрации отсутствовала, из-за чего продвигаться вперед пришлось методом проб и ошибок. На эксперименты ушло аж четыре месяца, но задача была успешно решена, и окончательный результат оправдал все ожидания.

С другой стороны, массу времени сэкономил интерьер, которому, по большому счету, требовалась лишь профессиональная чистка в несколько этапов. Заново изготовить пришлось только дверные панели и боковые панели задней части салона. В совокупности же процесс реставрации потребовал 7 месяцев, и единственной неоригинальной особенностью этого Packard 200 Club Sedan Deluxe оказалась двухцветная красно-белая схема окраски кузова, которая в фирменной таблице цветов 1951 модельного года отсутствовала. Но она машине очень к лицу!
Как это ни прискорбно, 24-я серия стала последним значимым проектом инженеров Packard Motor – все последующие машины 1952–1956 модельных годов являлись ее эволюционным развитием. Этот автомобиль был принят на ура, получив за свою внешность многочисленные награды, в том числе престижнейший приз Гильдии художников-постановщиков.
Так что, Джон Райнхарт покинул компанию на пике своей славы. Марка Packard, наоборот, стремительно катилась вниз: в 1951 году на долю самой дешевой и малоприбыльной модели 200 пришелся 71% продаж. Новый президент Джеймс Нэнс взял курс на возрождение производства дорогих машин, но это уже оказалось невозможным. И 13 июля 1958 года в славной истории марки Packard была поставлена финальная точка.
Хотите больше узнать о легендарных машинах прошлого? Ищите на прилавках журнал Classic & Sports car, журналистами которого была подготовлена эта статья. Classis & Sports car - легендарное британское издание, целиком посвященное классическим автомобилям, а потому - обязательное к прочтению всеми, кто интересуется автомобильной историей. Отыскать ближайшую точку продаж Classic & Sports car можно здесь.
Кстати, лучшие материалы журнала - в том числе полные версии статей - регулярно появляются на страницах АвтоВестей. Все материалы рубрики "Ретро-пятница" можно найти здесь. И не забывайте следить за обновлениями!