Выставка BusWorld в КрокусЭкспо — одно из главных событий в мире Российских автобусов. В этом году выставка стала отражением существующих реалий – львиная доля выставочного зала принадлежала отечественным производителям, а экспозиции зарубежных производителей остались в тени.
Выставку открывал самый большой стенд – продукция группы ГАЗ – автобусы Курсор, Вектор NEXT и новые вариации ГАЗелей.
Курсор – первый отечественный полностью низкопольный автобус средней вместимости, который уже активно эксплуатируется в Москве. Их по улицам столицы колесит 47, и еще 170 появится до конца года. Вместимость данного автобуса в зависимости от модификации 72-82 пассажира, с салоном от 18 до 27 сидений. Курсор может быть как двух, так и трехдверном исполнении. Все панели кузова, включая крышу, сделаны из пластика, заявленный срок службы — 12 лет.
Двигатель у новинки — 4-х цилиндровый, 210-сильный турбодизель ЯМЗ-53403 стандарта Евро-5 — самый мощный в линейке данных моторов. А вот остальные агрегаты зарубежного производства: передняя подвеска и задний мост — ZF, автоматические КПП ZF либо Allisson, рулевой механизм RB-Servocom, рулевая колонка Continental, ГУР ZF. Как и большинство его современных братьев, автобус «наклоняется» в сторону дверей для более удобной посадки пассажиров.
Автобус буквально напичкан всяческой электроникой: ABS, ESP, ASR, EBD и BrakeAssist. Курсор оснащен видеорегистратором наружного и внутреннего наблюдения, цифровым тахографом, ГЛОНАСС/GPS, системой электронного управления подвеской, видеорегистратором, автоматической системой оповещения и тушения пожара (АСОТП), датчиками дождя и света, системой контроля давления в колесах, системой экстренной связи с диспетчером, а также системой самодиагностики.
Вторая новинка в средних автобусах – уже хорошо знакомый Вектор NEXT. Здесь он представлен в виде, сертифицированного школьного автобуса. Салон рассчитан на перевозку 25 юных пассажиров. Для их комфорта и безопасности автобус обладает такими «детскими» опциями, как дополнительная выдвижная подножка, 4-х точечные ремни безопасности (прямо как в гоночном автомобиле!) а также кнопками экстренной связи с водителем, которые расположены рядом с каждой парой сидений. У школьного автобуса максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 60 км/ч. В остальном же автобус ни чем не отличается от серийного Вектора – Двигатель ЯМЗ-534, 5-ступенчатая КПП и пневматическая подвеска.
Очень понравился новый каркасный автобус, построенный на базе Газели NEXT, который сделан на смену уже ставшей привычной «маршрутке» CitiLine, коих уже выпущено более 5500. Автобус имеет полунизкопольную конструкцию, что делает его пригодным для перевозки инвалидов и пассажиров с детскими колясками (для их погрузки так же предусмотрен пандус). Представленный на выставке экземпляр позволяет вместить 22 человека — 10 кресел в высокопольной части и три откидных сиденья напротив двери. Кстати, дверь перекочевала из передней части автобуса в среднюю и стала распашной.
Внешний вид автобуса сильно отличается от своего предшественника, притом в лучшую сторону: более плавные обводы кузова, модернизированная головная оптика, а также новое остекление. Теперь есть и багажник, который расположен в задней части автобуса. Правда в варианте маршрутного такси его функционал весьма сомнителен, а вот в междугороднем исполнении он будет весьма кстати.
Построен данный автобус на базе нового шасси, с увеличенной грузоподъёмностью до 4.6 тонн. Подвеска автобуса полностью пневматическая: передняя, как и в обычной ГАЗели – независимая, а вот задняя на полурессорах. Поскольку силовой агрегат автобуса не предусматривает на себе место для компрессора, его сделали отдельным, электрическим. К остальным приятностям нового продукта можно отнести эргономичное рабочее место водителя, которое теперь оборудовано не только привычными элементами управления, но и такими приятными мелочами, как лоток для денег и запирающимися на ключ рундуками.
В целом, новый каркасный автобус очень симпатичный. Объемы заказов еще не определены, поэтому когда это появится на улицах – не понятно.
А вот микроавтобус на базе цельнометаллического фургона Газель NEXT, который был также представлен в экспозиции концерна появится уже в ноябре. В гамме двигателей также будет из чего выбрать – к традиционным бензиновому и дизельному моторам, ГАЗ добавил битопливный силовой агрегат отечественного производства. Этот автобус тоже будет в городском, туристическом или школьном варианте.
Несколько необычно среди автобусов смотрелось самоходное шасси нижегородского производства, на базе которого выпускается автобус Вектор NEXT. Этот продукт рассчитан, на сторонних производителей автобусной техники, а также на поставки за рубеж. Кстати, на выставке шасси вызывало высокий интерес у иностранных делегаций.
Кстати, Вектор NEXT признан лучшим маршрутным такси года, а Курсор – лучшим городским автобусом.
В противоположном углу от ГАЗовского стенда скромно стояла белоснежная ГАЗель, которая с виду ни чем не отличалась от дорожных собратьев, но на самом деле этот фургон оказался электромобилем от московской фирмы СпецАвтоИнжиниринг. Согласно данным производителя: электромобиль ГАЗель NEXT Electro построен на базе литиевых (NCM) необслуживаемых аккумуляторов. Аккумуляторная батарея размещена в герметичных контейнерах с подогревом под полом электромобиля. Номинальное напряжение аккумуляторной батареи – 350 В, емкость – 49 кВт/ч. На электромобиле установлено бортовое зарядное устройство мощностью 22 кВт, которое позволяет полностью зарядить батарею за 3 часа от зарядных станций европейского стандарта IEC 62196-2. Также возможна зарядка от обычной бытовой электросети. Силовая установка электромобиля состоит из тягового электродвигателя Siemens и силового инвертора-преобразователя собственной разработки. Все элементы электропривода имеют жидкостное охлаждение. Двигатель вместе с инвертором-преобразователем установлен в моторном отсеке на месте штатного ДВС. Запас хода — 130 км. Правда стоит такой эко-фургон, как 5 обыкновенных ГАЗелей…
Вторым по масштабам экспозиции был Камазовский стенд где были также представлены собственные разработки выпускаемые под маркой НефАЗ, а также производимый по контракту бразильский автобус Marco Polo.
Главным экспонатом на выставке стал полностью низкопольный концепт электробуса КамАЗ 6282, но про него нем не удалось ничего узнать, так как представители с прессой отказались общаться. Но стоит отметить, что это совсем новое развитие камского завода – общественный транспорт, будем следить.
Из зарубежных производителей обширнее всего были представлены автобусы из Китая. Сразу два производителя Ytong и KingLong выставляли свои продукты, которые все ближе и ближе становятся похожи на своих европейских конкурентов.
Европейские автобусы были представлены MAN-ом и Scania. Причем шведы, отмечающие в этом году 125-летие своей марки, выставили не чистокровных «скандинавов», а совместные проекты. Scania Touring HD – флагман шведского концерна, который является их совместным продуктом с китайским Higer.
В этом автобусе львиная доля компонентов европейская и в отличие от их предыдущего детища А80, в этой модели почти ни чего не напоминает о китайских кровях. Кстати, именно Scania Touring получил награду как лучший зарубежний автобус представленный на выставке.
Второй экспонат — ЛиАЗ Вояж, который обслуживал олимпийские игры в Сочи, а ныне активно продвигается на рынке.Автобус большого класса для междугородних перевозок. Данный автобус предназначен для работы на междугородних маршрутах. Общая вместимость — 60 человек. Коробка передач — 8-ступенчатый «автомат» GR 875 Opticruise, Подвеска — пневматическая, стабилизаторы на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъема/опускания кузова.
Были еще и небольшые другие стенды, для специалистов области.