Холодная война и гонка вооружений принесли миру не только негатив. Постоянное научное и техническое соревнование СССР и США подарили нам огромное количество уникальных машин. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рынок вертолетов. Две упомянутые страны были абсолютными лидерами в разработке и производстве винтокрылых машин.
И конечно, каждая страна хотела создать самый большой и мощный.1. B-12
Этот вертолет-гигант был создан в СССР в 1967 году. За разработку отвечало Конструкторское бюро им. М.Л. Миля. В свое время В-12 установил восемь мировых рекордов, многие из которых (судя по всему) не будут побиты вертолетами других стран даже в ближайшие годы. При весе в 105 тонн советская винтокрылая машина разгонялась до 260 км/ч, могла поднимать 44.2 тонны груза, а также подниматься на высоту 2205 метров. Заказчиком уникальной машины (конечно же) было Министерство обороны СССР, которое хотело иметь в распоряжении армии вертолет, способный перевозить ракеты и танки. В движение В-12 приводится двумя газотурбинными агрегатами Д-25ВФ. Отдача каждого составляет 6500 л.с.! Диаметр винтов – 35 метров.
К сожалению, было создано всего два В-12, которые сегодня являются музейными экспонатами.
2. Ми-26
Данная модель является глубокой модификацией Ми-6. Вертолет разрабатывался параллельно с описанным выше В-12 тем же конструкторским бюро. Первый полет машина совершила в 1977 году. Сразу после этого новинка также поставила несколько мировых рекордов. Именно Ми-26 смог поднять рекордный 25-тонный груз на высоту 4600 метров. Он же смог взлететь на 2 тысячи метров с нагрузкой 56 тонн.
С 1980 года Ми-26 производят в Ростове-на-Дону. Вертолет оснащается двумя газотурбинными агрегатами с совокупной отдачей в 22 800 л.с. На подвеске Ми-26 способен перевозить до 15 тонн на скорости в 295 км/ч. Максимальная дальность полета при этом составит 600 км.
3. Sikorsky CH-53E Super Stallion
В Соединенных Штатах Америки настолько тяжелые машины никогда не строили. Самой тяжелой винтокрылой машиной страны был и остается Sikorsky CH-53E Super Stallion. Вертолет весит 33 тонны и при этом может перевозить 14 тонн внутри борта и 16.5 тонн на подвеске. Разрабатывать машину начали еще в 1971 году по заказу Пентагона, специально для Корпуса морской пехоты США. На вооружение вертолет поступил в 1980 году. Тогда же началось серийное производство.
Любопытно, что первый полет Sikorsky CH-53E Super Stallion совершил еще в 1974 году, однако из-за крушения на испытаниях проект едва не похоронили бюрократы.
4. Boeing CH-47 Chinook
Вертолет-легенда США. Когда говорят о транспортных винтокрылых машинах Америки, то большинство вспоминает именно Boeing CH-47 Chinook (не без помощи Голливуда). Примечателен вертолет, конечно же, своей неординарной конструкцией. Главным достоинством красы американского транспортного воздушного флота является очень просторный и удобный грузовой отсек, который куда больше напоминает авиационный. При массе в 24.5 тонны «Чинук» перевозит еще 12.2 тонны груза, а также развивает скорость до 285 км/ч. Максимальная высота полета составляет 3100 метров. На вооружении армии США стоит с 1962 года. Прошел Вьетнамскую войну, где зарекомендовал себя надежной и безотказной машиной. Пережив несколько модернизаций вертолет используется и по ныне.
5. AgustaWestland AW101
Европейцы всегда проигрывали американцам и советам в конструировании тяжелых транспортных вертолетов. Тем не менее, интересные образцы машин встречаются и на просторах Старого Света. Взять хотя бы AgustaWestland AW101 от 1981 года разработки. При весе в 15.6 тонн машина перевозит еще 5.4 тонны груза. Вертолет использует двигатели мощностью 6300 л.с, развивает скорость до 309 км/ч и взлетает на высоту 4570 метров. При всем перечисленном, дальность полета у AgustaWestland AW101 едва ли не рекордная – 1130 километров.
Несмотря на некоторые неурядицы во время испытаний, а также финансовые проблемы у компании производителя, AgustaWestland AW101 выпускается с 1987 года по сей день. Машина смогла доказать свою надежность. По лицензии для своих нужд вертолет выпускают даже американцы.