«Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место "Туриста—М" в производственной программе заняла "Тулица". Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч» — именно так начиналась статья о новом советском мотороллере, вышедшая в августовском номере журнала "За рулем" за 1979-й год.
Тулица 1983 года выпуска.
Слово "скутер" тогда было незнакомо отечественным фанатам 2-колесной техники, а "Тулица" была единственным выпускаемым в СССР представителем семейства мотороллеров, ведь Вятско-Полянский завод как раз свернул выпуск своей модели "Электрон". Дело в том, что в 70-х годах прошлого века интерес потребителей к мотороллерам начал стремительно угасать. Если автомобили и популярные мотоциклы (например, Jawa или ИЖ-Планета) были настоящим дефицитом, то спрос на мотороллеры сильно упал: они практически всегда имелись в наличии в специализированных магазинах, но брать их никто не спешил. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в странах Запада: лишь с массовым приходом японских производителей в 80-х наступила вторая волна популярности этого вида транспорта.
Не спасали и демпинговые цены: так в 1978 году "Электрон" стоил всего 270 советских рублей — лишь немногим дороже 2-скоростных 50-кубовых мопедов (215 рублей) и дешевле, чем просили за простенький мотоцикл "Минск". Более престижная "Тулица" с электростартером оценивалась в 420 рублей. Была задействована даже такая беспрецедентная мера, как отмена ежегодного государственного техосмотра на мотороллеры, но и это не дало особых результатов.
В советские годы данное чудо техники стоило 420 рублей!
В эпоху тотального дефицита, "Туристы" и "Тулицы" нередко покупались в качестве примитивного объекта сохранения сбережений (по-современному — "инвестиция"): когда на руках было немножко свободных денег и сильное желание отоварить их в какую-нибудь существенную вещь. Сверкающие боками "железные" мотороллеры, предлагающиеся без очереди в "Спорттоварах", идеально подходили для данного мероприятия.
Органы управления предельно просты и функциональны.
Примерно по такому сценарию развивались события в 1983-м году, когда житель сибирского города Кемерово приобрел себе новенькую, с иголочки "Тулицу". Естественно, не для езды — а чтобы стояла в сарае для детей, внуков и прочих "лучших времен". На учет технику решили не ставить.
На глушителе хорошо виден заводской консервант, который был призван уберечь хромированное покрытие от влияния внешней среды.
Ну а дальше последовал классический сюжет: "Тулицу" поставили в сухой сарай, завалили различным хламом и забыли о ней аж до 2011 года. Потом советский "скутер" выставили на продажу и он попал в заботливые руки Александра — любителя раритетной техники из Новосибирска, который, собственно, и поделился со мной этими фотографиями и видео первого запуска машины, за что ему большой респект и уважение!
В комплекте — насос, полный комплект инструмента и оригинальная инструкция по эксплуатации.
Показания одометра: всего 13 километров пробега!
Интересно, что мотороллер пребывал в полусобранном состоянии — как будто его только вчера забрали из советского магазина: необходимо было доустановить поворотники, стоп-сигнал, зеркала и еще кое-какие мелочи, которые шли в заводском комплекте. В наличии — оригинальная инструкция по эксплуатации, бортовая документация инструмент и справка-счет о покупку в 1983 году. Что самое поразительное — по этим пожелтевшим от времени бумажкам удалось зарегистрировать "Тулицу" в ГАИ и получить современные номера и техпаспорт!
После этого события состоялся торжественный первый запуск 200-кубового тульского двигателя мощностью 14 л.с. Мотороллер полностью собрали и накатали еще 5 километров поверх заводских показаний одометра (при покупке было 8 км). В конечном итоге данная "Тулица" редкого кофейно-голубого окраса осела в собрании местного коллекционера, который пообещал холить и лелеять ее долгие годы.
Сохранилась даже бумажная бирка с информацией о консервации мотороллера сроком на 1 год.
"Тулица" является продуктом дальнейшей модернизацией хорошо известного мотороллера "Турист-М", который выпускался с 1971 года. Модель получила двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от проблемы прихватов поршня), трех-канальную продувку.
200-кубовый 1-цилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением мог похвастаться электрическим стартером: из всей советской 2-колесной техники такое было только на Тулицах.
Все это увеличило максимальную мощность двигателя с 12 до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от "Туриста" — его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и слегка укороченному глушителю.
На этом фото хорошо виден механизм принудительного охлаждения.
На многих деталях — консервант и заводская смазка.
"Тула—200М", "Турист", а затем и "Тулица" завоевали неплохую репутацию среди советским мотоциклистов благодаря своей надежности, выносливости и хорошим качеством изготовления, что вообще характерно для изделий тульских мастеров. Эти недорогие и удобные машины использовались как для повседневных деловых поездок, так и туристских пробегов на небольшие расстояния. Хотя известны, случаи, когда владельцы тульских мотороллеров объезжали на своих "конях" весь Советский Союз вдоль и поперек. Было время…
Задняя звезда — в пластиковом кожухе.