Скандальный заезд выпускников Академии ФСБ на Mercedes-Benz Gelandewagen вызвал целую бурю в интернете. «Лента.ру» поинтересовалась, как действия свежеиспеченных спецслужбистов оценивают профессионалы. Одни уверены, что людям с подобными замашками вообще не место в органах госбезопасности, другие считают, что недавних студентов подвели учителя и чувство меры.
Что же увидели в эффектном автопробеге те, кто вплотную соприкасался со спецслужбами и силовыми структурами?
Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России:
«Если бы это были белые «волги», а не «гелендвагены», сути бы это не изменило — вопреки предположению одного из выпускников. Безусловно, это был нескромный поступок, причем изначально рассчитанный на его освещение в интернете. И такое поведение не совсем увязывается в общественном восприятии с образом сотрудника Федеральной службы безопасности, с поведением ее руководителей, которые не привыкли выставлять все напоказ.
В обществе специфическое отношение к правоохранительной системе, поэтому делать что-либо сотрудник полиции и других органов должен с оглядкой на общественное мнение. Ребята молодые, неопытные, они не учли этот фактор. Но я думаю, что это послужит для них уроком. С организаторами нужно провести разъяснительную работу, всех остальных участников этого забега, на мой взгляд, наказывать не стоит — ничего страшного они не сделали».
Олег Денисенко, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (КПРФ), полковник подразделения «Альфа» центра специального назначения ФСБ в запасе:
«Не очень меня это задело. Мы же нормально относимся к тому, что выпускники разъезжают на лимузинах. Притом пьянствуют, там не пойми что происходит. Выпускники академии [ФСБ] — тоже молодые люди, им по 21-22 года. Они живут не в вакууме, они видят, что происходит в Москве, и этот антураж им, видимо, понравился.
Они ведь не купили себе «гелендвагены» — взяли их в аренду. Проехали, сделали фильм, выложили. Могу сказать, что, видимо, у них не очень хорошие учителя были, потому что выпускники Академии ФСБ могут иметь какие-то ограничения. Поступок, конечно, не очень умный с учетом того, что это будущие сотрудники специальных служб.
С другой стороны — это просто молодые парни, которые решили таким образом отметить свой выпуск. Я это списываю на их молодость и не очень хороших учителей, которые им не объяснили, что так делать нельзя».
Дмитрий Горовцов, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции («Справедливая Россия»):
«Если люди, которые собираются посвятить свою жизнь обеспечению безопасности государства, начинают свою профессиональную деятельность с нарушения закона и кичатся этим — это, конечно, недопустимо и неприемлемо. Самый главный вывод — все должны быть равны перед законом. Не должно быть никаких исключений. Отношение к нарушителям должно быть одинаковое».
Эрнест Валеев, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции («Единая Россия»), бывший заместитель генерального прокурора России:
«Чувство меры молодым людям явно изменило. Они продемонстрировали поведение, недостойное звания военнослужащего. Когда люди на дорогих машинах, да еще и вызывающе себя ведут, это вызывает негативную реакцию общества.
Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем в СМИ бурную дискуссию, закономерно. К работникам правоохранительных органов, специальных служб всегда были и есть завышенные требования, в том числе моральные. Когда такие действия совершают люди, облеченные властью, это всегда вызывает более пристрастную реакцию и оценки.
Специалисты разберутся, были ли нарушены правила дорожного движения, но то, что нарушены этические нормы, очевидно».
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
«Моя точка зрения такова: всем участникам этого автопробега не место в органах госбезопасности. Однозначно. Пусть занимаются чем угодно — торгуют машинами, открывают бизнес, уезжают за границу и так далее.
В советское время за менее громкие истории людей увольняли. Был случай, когда один из заместителей председателя КГБ СССР увидел у служебного подъезда на Лубянке старую иномарку, которая, как выяснилось, принадлежала его сотруднику. Он спросил его: откуда у вас иномарка? Тот ответил, что приобрел ее за границей. Начальник ему сказал: «А что, я вас туда за иномаркой отправлял?» После этой беседы сотрудника направили делиться опытом оперативной работы на Камчатку. Во времена Юрия Андропова сотрудникам КГБ запрещалось даже иметь дачные участки.
Человек, который работает в спецслужбах, отличается высоким интеллектом, патриотизмом и наличием совести, глобальным стратегическим мышлением. А этот демарш — он что показывает? Нижайший уровень — интеллектуальный и моральный. Как с таким уровнем работать? Как делегировать им полномочия? Только дебилы могут вот так собраться и поехать».