Говорят, нам выдалось жить в прекрасное время. Происходит глобальная трансформация человечества: искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспилотные автомобили-гаджеты… Консерваторы жалуются на то, что в этом безудержном прогрессе теряется человечность, подлинность, и всё искусственное ценится не меньше настоящего.
Если зуммироваться до тюнинга, выяснится, что и тут всё развивается аналогично. Каждый очередной сезон удивляет всё более радикальными проектами и сумасшедшими техническими решениями. Тем не менее, критики сетуют на отсутствие фантазии у владельцев, мол, мода и «копипаст» правят в этой индустрии. Но ведь одно без другого существовать не может: любой качественный проект опирается на опыт ошибок и неудачных компромиссов. Пикап ГАЗ Ф153 является отличным тому примером.
Чтобы лучше понять историю постройки этого проекта, стоит познакомиться с его владельцем и создателем. Егор – выпускник Государственной Морской Академии и капитан судна по профессии. А значит, он уходит в плавание на несколько месяцев, оставляя на берегу дом, любимую жену и проект, который сам себя не построит. В таких условиях создание пикапа не затянуться просто не могло: Егор приступил к постройке в 2010 году, а завершил её только спустя 7 лет! Представляете, насколько велика была вероятность свернуть с пути и забить на проект? Благо, что факторов, заставивших довести дело до конца, тоже было достаточно.
Первый из них – специфика проекта. Кастом-пикапы за свою более чем полувековую историю успели стать классикой, а классика при всём своём консерватизме всегда остается в моде. То есть, спустя годы ты не обнаружишь, что проект безнадёжно устарел. Безусловно, существует и новая школа таких автомобилей, для которых характерны современные кузовные элементы, колёсные диски и шейвинг, но речь сейчас не о них. Поэтому, появись этот проект на пять или десять лет позже – вряд ли был бы менее актуален.
Второй фактор – идея. Егор обладает хорошим автомобильным вкусом и «один из очень немногих, кто тонко чувствует роддерскую культуру», как высказывались соклубники ещё вначале постройки. Вдохновляясь заокеанскими кастом-пикапами, он чётко сформировал образ своего дрим-кара и поспешил его визуализировать. Одним из первых скетчей стала работа нашего друга Ивана Землякова, которая в итоге практически полностью совпала с построенным пикапом. Это доказывает, насколько полезна визуализация в процессе создания тюнинг-проекта.
Третий фактор – общество единомышленников. Приверженцы мнения «делай сам, никого не слушай» не согласятся, однако, именно общение с увлечёнными похожей идеей людьми позволяет достичь наилучшего результата. На протяжении всей постройки Егор делился своими идеями на профильных форумах radicallowcars.ru, rodscustoms.ru и oldfighters.com и прислушивался к советам. В частности, поэтому автомобиль сменил первоначальный облик кормы на более классический, а спереди появилась «раняя» морда, пропорционально уменьшенная под размеры машины.
Четвёртый фактор, позволивший построить пикап, – правильные руки. Сколько проектов было загублено из-за горе-мастеров лже-кастомайзеров, чьи автомобили ассоциируются со словом «самоделка»! Егор же встретил правильных людей, которые в его отсутствие не позволяли постройке затихнуть. За создание кузова и задних крыльев отвечал Олег Васильевич, известный как Доктор Ватсон, а позже автомобиль отправился на доработку к Андрею RG, который усилил раму, лежащую в основе этого мини-трака. Но большинство работ Егор выполнил собственными руками в мастерской, а это тысячи часов скрупулёзного труда!
Наконец, пикап не увидел бы свет без поддержки Натальи, жены Егора. Ждать мужа из плавания – уже подвиг, но она ждала его ещё и из гаража. А к очередному его возвращению с моря подарила ему… ещё один ГАЗ-53! Этот грузовик впоследствии стал донором кабины для Ф153-го, но об этом позже, а сейчас…
Когда нам известны все факторы, позволившие ГАЗу Ф153 сбыться, давайте поговорим о, собственно, названии. Для тех, кто далёк от кастомайзинга, Егор придумал забавную и реалистичную легенду. Это одна из немногих предсерийных версий модели Ф153, которую на в 60-х годах создавали для городских служб. Та модель так и не пошла в серию из-за неудачной конструкции, но конкретный экземпляр был заботливо восстановлен до состояния, в котором пребывает на снимках. И ведь многие верят! Егора можно понять: так гораздо проще объяснить происхождение сего пикапа, чем происходившее в реальности. На самом же деле, в голове создателя прочно сидел американский кастом-проект на базе модели Ford F-100 (предка ныне продаваемого Ford F-150 Raptor), окрашенного в очень похожий мятный цвет. Сочетание аббревиатур F-100 и ГАЗ-53 определило конечное название проекта. Кстати, в процессе создания пикапа Егор прибегал к изучению оригинального F-100 для представления архитектуры и пропорций.
Итак, в 2010-ом году в основу долгостроя был заложен первый камень: куплена среднеразмерная рама от Chevrolet Malibu 1978 года. Тот 5,3-метровый седан D-класса будучи разобранным на запчасти точно не догадывался о предстоящем перерождении в пикап с кабиной от советского грузовика. Тем не менее, её габариты и конструкция были оптимальными для целей проекта. За всю историю постройки этот остов претерпел минимум изменений, даже кинематика подвесок осталась прежней. Но сравнивать проект с прообразом в плане управляемости точно не стоит, ведь вместо штатных упругих элементов использованы пневматические подушки. В довесок к раме прилагались пятилитровый V8 с АКПП от Oldsmobile, но им не довелось привести пикап в движение: состояние было неизвестным, а ремонтопригодность – сомнительной. К этому вернёмся позже, а пока главное, гараж пополнился кабиной от ГАЗ-53 и некоторым количеством листового металла – путь к творчеству открыт!
Подгонка кабины к раме потребовала пропорционального заужения морды и уменьшения высоты крыльев. Закончив с этим, Егор принялся за изготовление кузова и макетирование задних арок. В отличие от кабины, донор для этих элементов отсутствовал – пришлось фантазировать «на месте». Формы были подобраны правильно, но предстояло ещё много работы: закончить корму, изготовить пороги и задний борт, загрунтовать кузов, чтобы за время очередной командировки он не превратился в груду железа. Кроме того, задние арки потребовалось расширить аж на 8 сантиметров, так как вместо штамповок приехали правильные роддерские диски Cragar Drag Star, задняя пара которых была обута в жирные шины 255/60R15. На этом этапе Егор впервые обратился к помощи профессиональных кастомайзеров. За выполнение работ принялся металшейпер (по-нашему, формовщик металла) Dr.Watson, в чьей мастерской пикап обрёл своё первое материальное воплощение. Оно помогло выявить стилистические ошибки и исправить их, правда, только спустя два года.
За это время в порядок приводилась техническая начинка автомобиля. Рама была усилена и доработана для установки аккумулятора, элементов пневмоподвески и выхлопной системы, но главное – нового двигателя. Им стала также V-образная «восьмёрка» от GM объёмом пять литров, но более современная и распространённая. К ней прилагался четырёхдиапазонный «автомат», вынутый из Chevrolet Caprice 1992 года. Эта коробка известна как одна из самых не убиваемых, поэтому о её доработке речи не шло. А двигатель обзавёлся новым карбюраторным впуском Edelbrock, сменившим штатный моновпрыск по причине простоты настройки и «трушности». После окончания работ по реинкарнации пикап, наконец, поехал своим ходом!
Спустя ещё полгода отпескоструенная рама обросла элементами ходовой части и даже без кабины и кузова выглядела достойным проектом. Теперь на ней не осталось намёка на грязь или ржавчину: все элементы либо новые, либо тщательно восстановленные. Наконец, в августе прошлого года Егор завершил сборку своего ГАЗ Ф153. Свои места в салоне заняли органы управления, перешитые сиденья с дверными картами и некоторые аксессуары из-за океана. Это позволило успеть на выставку Original Meet, которая в одном из портов Санкт-Петербурга традиционно собирает лучшие кастом-проекты и классические американские автомобили.
Шёл уже 2013-ый год, и вновь пришла пора взяться за кузовные работы. Требовалось исправить заднюю часть кузова, крылья и кабину. Последнюю Егор принял решение изготовить заново – слишком много пришлось бы перекроить. Помните второй ГАЗ, подаренный женой? Он-то и стал донором кабины, на которой удалось окончательно реализовать все задумки, вновь собственноручно. Зауженная на два зуба фальшрадиаторной решётки «ранняя» морда, расширенный под новую АКПП тоннель, крылья правильной формы, изменённые брызговики и телевизор – и спустя год с железом кабины покончено! Ещё через несколько месяцев Егор исправил вид кормы на более классический, использовав как и спереди зауженный бампер от «буханки». Предстояло самое увлекательное – чистовые работы и сборка.
В конце 2015-ого года агрегаты были отмыты, загрунтованы и окрашены в советский цвет «зелёная липа». Так как блок двигателя, АКПП и головки изготовлены из чугуна, они для сохранения товарного вида окрашивались целиком. Термостойкая эмаль для этих целей не нужна: обыкновенная краска для кузовных работ отлично держится при температуре около ста градусов цельсия. В похожий, но чуть более светлый оттенок, выкрасили кабину и остальные кузовные элементы. Идею с кастом-покраской в стиле лоурайдеров Егор отмёл сразу. С ней пикап получился бы более пёстрым, лишённым лаконичности, которая так ему идёт. В угоду этому на крыше отсутствуют водостоки, а передняя оптика лишена громоздких ободков и теперь крепится к панели с внутренней стороны. Педантизм и внимание к деталям являлись особенностью этого проекта на протяжении всей постройки.
Теперь всё, что остаётся Егору – получать эстетическое удовольствие от достигнутого результата, задуманного 8 лет назад. Мог ли этот путь быть короче? Безусловно, да, но неизбежно принеся в жертву качество, согласившись на ряд компромиссных решений и перейдя грань между кастомайзингом и самоделкой.
Видео: