Признайтесь — вы скучаете по ним. Они придавали уникальный, ни с чем не сравнимый силуэт автомобилям Ferrari на протяжении почти 30 лет, делали даже обывательские хэтчбеки футуристичными и помогали выигрывать небезызвестному герою манги в самых трудных гонках.
И сегодня мы расскажем их историю. Историю оригинального решения, у которого, увы, мало шансов на возрождение.
Поскольку в 30-е годы прошлого века блок-фар еще не существовало, а сами фары далеко не всегда интегрировались в передние крылья, они, в своем большинстве, выглядели как чужеродный элемент. Обилие хрома, противоударные сеточки и прочий декор, конечно, делали неприглядные кругляши наряднее, но в корне ситуацию не меняли. И тогда по обе стороны Атлантики, практически одновременно, родилась идея скрыть то, что большую часть времени вовсе не используется.
То ли сработала какая-то высшая сила, то ли рептилоиды послали на оба континента по сигналу, но в 1936 году появились сразу два автомобиля, оснащенные подъемными фарами. Первый – красавица Alfa Romeo 8C 2900A Pininfarina Berlinetta, которая сейчас является частью экспозиции Cité de l'Automobile во французском Мюлузе. Помимо своей необычной головной оптики, автомобиль известен тем, что стал победителем гонки Mille Miglia в 1936 году.
Второй – во многом революционный Cord 810, также известный как «малыш-Duesenberg». Он же стал первой относительно массовой машиной с подобным решением. На обоих автомобилях механизм открытия/закрытия фар приводился в движение вращающейся рукояткой (похожей на ту, что используется в механических стеклоподъемниках) и был использован исключительно из аэродинамических соображений. И итальянцы, и американцы считали, что скрытые фары уменьшат сопротивление воздуха, что поспособствует экономии топлива и большей максимальной скорости. В принципе, так оно и было, но реальный выигрыш был минимальным.
Если в Европе о поднимающихся фарах на какое-то время забыли, то в США затея, можно сказать, пустила корни. Сложно сказать почему. Возможно – потому что патент на подобные фары записали на свой счет именно американцы (патент на кордовские фары был отправлен Гарольдом Эймсом 19 июля 1934 года, а подтверждающий сертификат на изобретение «Headlight Structure» был получен 15 июня 1937-го). Возможно – потому что в довоенный период большую часть оригинальных решений выдавал именно тамошний автопром.
Со временем идея именно подъемных фар преобразилась в другую – в так называемые скрытые фары. Вспомните, в 50-70 годы они встречались на множестве моделей: Dodge Charger, Mercury Cougar, Chevrolet Camaro… Причем на всех этих автомобилях механизм был электрическим – ведь еще в 1938 году концерн General Motors представил концепт-кар Buick Y-Job, оснащенный электрическими скрываемыми фарами.
До серийного производства электропривод фар добирался недолго – всего 4 года: в 1942 году компания DeSoto начала выпуск купе, седанов и кабриолетов, оснащенных скрытыми фарами, открывающимися с помощью электромеханической «кочерги». Но издержки военного времени и не самая надежная электроника привели к тому, что уже через три года подъемные фары с машин DeSoto исчезли. Ну а после войны грянула эпоха скрытых фар вышеупомянутых масл-каров.
Немногим американским автомобилям выделили именно поднимающиеся фары. Одним из этих редких исключений стал Chevrolet Corvette, который, по иронии судьбы, станет последним серийный автомобилем в мире, использующим это стильное решение. На протяжении четырех поколений (с С2 по С5 включительно) Корвет не показывал свою головную оптику в дневное время суток, потому дебют С6, лишенного фирменного решения, был встречен волной критики.
Но могло ли быть по-другому? Можно ли сегодня выпускать машины с прячущимися фарами? Теоретически – да, фактически – нет. Все упирается в законодательную базу, которая делает экономически невыгодным использование такой светотехники. Например, положение 7.2.3.3 европейских технических требований к автомобилям от 2004 года требует, чтобы вся фронтальная часть автомобиля была деформируемой и не имела выступающих элементов – для безопасности пешеходов и пассажиров во время столкновения.
Свои приколы есть и у современного американского законодательства – Административный стандарт №108 правил безопасности дорожного движения гласит: подъемные фары автомобилей (если они имеются) должны иметь возможность быть приведенными в рабочее состояние не только с помощью пульта управления в салоне, но и снаружи – причем без использования дополнительных инструментов. А теперь представьте, что автопроизводителям нужно учитывать правила каждого рынка – естественно, при таких условиях от поднимающихся фар легче вообще отказаться.
Почему же «закрытые глазки» до сих пор любят миллионы? Хотя изначально решение преследовало цель улучшить аэродинамику машин, оно оказалось очень эстетичным – ведь элементы автомобиля, не используемые большую часть суток, были скрыты с глаз долой, что делало дизайн машин чище. В 60-х его сполна распробовали как на европейском, так и азиатском рынках. Например, в случае с компанией Lotus две самых известных модели – Elan и Esprit – были именно с фарами-слепышами.
Прочно засела идея подъемных фар у итальянцев: Lancia, Lamborghini, Ferrari – все они использовали это решение, а Ламборгини с Феррари жили с ним вплоть до начала 2000-х. Решение было настолько элегантным и приятным глазу, что его использовали даже консервативные немцы и шведы – достаточно вспомнить BMW M1 и 8 серии, Porsche 914/924/944, а также Volvo 480.
Однако не всегда подъемные фары появлялись из соображений красоты. Например, в США легендарная Toyota AE86 продавалась исключительно в «слепой» версии Trueno (и называлась Toyota Corolla SR5/GT-S), а модификация Levin с традиционными блок-фарами не предлагалась. И на то была очень простая причина – в то время законодательство Штатов строго регулировало минимальную высоту фар, по которому фары Levin не проходили. Была идея увеличить клиренс более консервативной версии, но от нее отказались, так как изменение дорожного просвета негативно сказывалось на управляемости.
Сейчас, когда рынок предлагает сложные светодиодные и даже лазерные фары, острой необходимости в подъемной головной оптике нет – узкие светодиодные ленты можно замаскировать так, что их почти не будет видно. К тому же, если автопром действительно собирается двигаться в сторону автоматизации управления, фары в будущем вообще могут стать рудиментом. Грустно, но такая вероятность реально существует.
Сейчас, когда рынок предлагает сложные светодиодные и даже лазерные фары, острой необходимости в подъемной головной оптике нет – узкие светодиодные ленты можно замаскировать так, что их почти не будет видно. К тому же, если автопром действительно собирается двигаться в сторону автоматизации управления, фары в будущем вообще могут стать рудиментом. Грустно, но такая вероятность реально существует.