Человеческая мечта обладает огромной силой. Пройдут годы, но упорство и вера, в конечном счете, приведут к намеченной цели. Эти слова емко характеризуют проект «ЭКИП» — советский и российский летающий аппарат, который имел все предпосылки стать принципиально новым видом воздушного транспорта, но что-то пошло не так…
«ЭКИП» (расшифровывается как «Экология и прогресс») — пожалуй, один из самых необычных, но в то же время перспективных летательных аппаратов СССР. За границей самолет прозвали «русское НЛО» из-за характерной схожести с летающей тарелкой. Разработка «ЭКИПа» велась в период 1980 — 1990-х годов ведущими отечественными авиационными предприятиями: РКК «Энергия» им. Королева, ФГУП ЦАГИ им. Жуковского и др. Но на протяжении всех этих лет главным идейным лидером оставался авиаконструктор Лев Николаевич Щукин.
После длительных теоретических и практических экспериментов было построено два опытных образца: «ЭКИП Л2-1» и ЭКИП Л2-2», которые успешно прошли испытания, и доказали эффективность технологии. Несколько раз государство обещало начать финансирование самолета, но в 2001 году проект был окончательно закрыт. В этом же году умер и создатель «ЭКИПа» Щукин, так и не дождавшись расцвета своего детища. Но давайте не будем о грустном, а выясним, почему этот самолет до сих пор не имеет аналогов в мире.
Главным девизом проекта стало: экономичность, экологичность, безопасность полета, а главное — возможность совершать взлет и посадку практически в любой местности. Те, кому посчастливилось увидеть полет этой «чудо-машины» в один голос заявляли, что есть в «ЭКИПе» что-то внеземное. И это не только из-за необычной формы, напоминающей корабль пришельцев, а скорее по тому, как плавно и в то же время стремительно этот самолет летел по воздуху.
Взлет и посадка «тарелки» тоже поражает воображение обычного человека: резкий обрыв, снижение и парение над землей подобно птице. Даже сейчас похожая глиссада не доступна большинству современных летательных аппаратов. При этом ни преодоление гравитационного или волнового сопротивления, ни другие пока еще не освоенные человечеством типы энергии не имеют к «ЭКИПу» никакого отношения.
Секрет удивительного полета самолета кроется в, так называемом, «толстом крыле», которое объединят в себе функции самого крыла и фюзеляжа. По данным, вместо шасси на «ЭКИПе» установлена воздушная подушка, благодаря которой аппарат может взлетать хоть с поля, хоть с водной поверхности. Эффект гладкого скольжения по воздуху кроется в уникальной системе обтекания по корпусу воздушного корабля. Дело в том, что Щукин смог «научить» свой самолет тому, что не удалось реализовать в других летательных аппаратах, а именно — употребить на пользу сопротивление воздуха.
Даже если двигатели откажут, «ЭКИП» может плавно спланировать на землю со скоростью 3 м/c. При этом эксплуатационные характеристики самолета вовсе не шуточные. «ЭКИП» может летать как в режиме самолет, так и экраноплана на высотах до 10 километров. Максимальная скорость полета — 700 км/ч, что даже для обычных самолетов остается высоким показателем.
Без преувеличения можно сказать, что «ЭКИП» — это революция в мире авиации, которая так и осталась в рамках эксперимента. Слишком много преград встало на пути проекта: тяжелое экономическое положения России в 1990-х и консервативные взгляды отечественных авиационных компаний. Теперь уникальный самолет можно увидеть разве что в черноголовском музее авиации.