На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 623 подписчика

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго

Российский император Николай IIвпервые познакомился с самоходными транспортными средствами еще летом 1895 года, когда в Петергофе ему продемонстрировали паровой трицикл «Millet» французского производства. Но на самодержца сие трехколесное чудо не произвело сильного впечатления - Их Величество остались равнодушны.

С тех пор царь неоднократно имел счастье созерцать на выставках автомобили различных конструкций, но до покупки собственного мотора так дело и не дошло. Лишь с 1903 года, благодаря князю Орлову, в царской семье начали приобщаться к самоходным повозкам. В 1903 году Владимир Николаевич Орлов впервые приехал в Александровский дворец Царского Села на своей машине. Императору очень нравились поездки на моторе - Орлов фактически превратился в его шофера, совершая автопрогулки почти каждый день.

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

Создание Императорского гаража

В 1905 году царь принял решение о приобретении собственных автомобилей. Выбор и покупка автомобилей была доверена, естественно, князю Орлову. Первые машины, закупленные князем, появились в Александровском дворце Царского Села уже в конце 1905 года. Это были 2 французские машины марки «Delaunay-Belleville». Покупка царских моторов обошлась казне 18 400 рублей. После приобретения первых машин началось строительство гаража.

Создание Императорского гаража авто, история, факты

Mercedes князя Орлова. 1905 год

Руководителем гаража прогнозируемо стал князь В.Н.Орлов, который, в свою очередь, пригласил понравившегося ему специалиста - 28-летнего француза Адольфа Кегресса на пост технического директора. До этого Кегресс работал техником на автозаводе российской фирмы «Лесснер».

С целью обучения шоферов для царских автомобилей, князь В.Н.Орлов выступил инициатором открытия Императорской школы Шоферов, что вскоре и было выполнено.

К концу 1906 г. в царских гаражах в Петергофе и Царском Селе стояло уже шесть «железных коней», благодаря которым казна уменьшилась на 100 000 руб. К двум французским машинам марки «Delaunay-Belleville», закупленным в 1905 году, добавились еще четыре: «Delaunay-Belleville» - тройной фаэтон, «Mercedes» - лимузин синего цвета, «Mercedes» - лимузин красного цвета и темно-синий «Mercedes» с полуоткрытым кузовом. С этого времени затраты на оснащение и расширение гаражей, а также на приобретение новых автомобилей безудержно росли.

В 1907 году Император потратил на гаражи еще 77 277 руб.: на этот раз были закуплены не только иномарки, но и российский лимузин марки «Лесснер» (темно-зеленого цвета).

В 1908 году было истрачено 69 700 рублей, в 1909 году - 65 000 рублей, в 1910 году - 33 000 рублей. В 1911 году истратили рекордную сумму - 96 681 рубль, и в 1912 году - 58 600 рублей.

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

Императорские моторы. Поездка Царской семьи в Германию, 1910 год

На эти деньги закупались не только автомобили, но и велось строительство новых гаражных помещений. Новые гаражи появились не только в Царском Селе и Петергофе, но и в других царских резиденциях – в Зимнем и Аничковом дворцах в Петербурге, в Гатчине, в Ливадии.

К 1908 году штат гаража в Царском Селе насчитывал 26 сотрудников, а через 5 лет вырос до восьмидесяти. Это были самые лучшие высокооплачиваемые шоферы и специалисты Петербурга.

Самая роскошная машина царя

В 1909 году российский Императорский двор фирме «Delaunay-Belleville» сделал заказ на изготовление престижнейшей модели автомобиля. Она получила название «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.». Аббревиатура «S.M.T.» расшифровывалась как «Sa Majesti le Tsar», что переводилось с французского – «Его Императорское Величество». Это был мощный и очень качественный автомобиль, весивший около 4 тонн, с 6-цилиндровым мотором объемом 11.5 литров и мощностью 70 л.с., способный разгоняться до максимальной скорости 100 км/час. Его изготовление обошлось казне в 23 000 рублей - для сравнения, лимузин марки «Русско-Балтийский» стоил 8 400 рублей.

В 1910 году в Императорских гаражах находилось 22 автомобиля различных модификаций. Среди них – пять автомобилей, предназначенных лично для Николая II и его семьи: 4 машины марки «Delaunay-Belleville» и один «Mercedes».

Самая роскошная машина царя авто, история, факты

Французские Delaunay-Belleville. Снизу - цесаревич Алексей за рулем

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

В гараже Царского Села, кроме личных автомобилей императора, находился еще десяток машин, которыми пользовались, в основном, придворные Николая II. Среди них были машины самых известных марок того времени: «Mercedes» (3 штуки), «Delaunay-Belleville», «Panhard-Levassor», «Serex», «Daimler», «Руссо-Балт» (2 штуки) и «Лесснер». Автомобили «Руссо-Балта» были самыми престижными и роскошными российскими автомобилями. На пробке радиатора этих машин завод имел право устанавливать символ Российской империи – фигурку двуглавого орла.

Со временем император начал совершать поездки на дальние расстояния, а по протоколу его должны были сопровождать множество лиц. Тогда, наряду с обычными автомобилями, закупили четыре грузовика-трейлера с кроватями: две машины марки «Ditrich», один «Renault» и один «Daimler».

За счет российской казны приобретались автомобили для должностных лиц. Так, в распоряжении дворцового коменданта находилось два автомобиля «Mercedes». В 1910 году ежегодное содержание Императорского гаража обходилось в 126 000 рублей.

Следует отметить, что кузова для всех царских автомобилей с 1909 года, на разных шасси («Rolls-Royce», «Renault», «Peugeot», «Mercedes»), строила лишь одна французская фирма - «Keller».

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

Крымские автопрогулки

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

Когда в Крыму велось строительство Ливадийского дворца, также был построен гараж, после чего приобрели два «Rolls-Royce SilverGhost». Эти машины использовались для автопрогулок по Крыму до революции 1917 года.

Гараж продолжал разрастаться - Николай II щедро тратил казенные деньги на расширение своего автопарка. Так, в 1912 году Его Величество пополнили гараж следующими машинами: 5 «Мерседесов», из которых 2 автобуса и один гоночный; 4 «Delaunay-Belleville» и один «Руссо-Балт». Начальник Дворца получил два новых лимузина марок «Serex» и «Мерседес».

В 1912 году в гаражах императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. Для обслуживания автопарка были задействованы 80 человек. К водителям предъявлялись самые высокие требования – они должны были не только уметь профессионально водить автомобиль, но и быть в состоянии определить и устранить неисправность машины. Эти задачи решала Императорская школа шоферов.

Императорский вагон-гараж

Учитывая тот факт, что машины часто перевозились к месту следования Императора, в феврале 1914 г. было решено начать строительство специального вагона-гаража (сначала использовали стандартные платформы).

Императорский вагон-гараж авто, история, факты

Погрузка царского автомобиля в вагон-гараж

Для этих целей построили два 4-осных 20-метровых вагона, а на них изготовили закрытый гараж, в который вмещалось пять автомобилей, а также спецпомещения для обслуживания, ремонта и хранения запасных частей и ГСМ. Вагон-автогараж всегда цепляли в конец состава, на котором следовал царь. Автомашины своим ходом заезжали и выезжали из него по металлическим съездам, установленным в торце вагона.

Вагон-гараж был закончен в 1915 году, что было очень важно, поскольку именно в августе 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего, и ему чаще приходилось выезжать на фронт.

Автопарк царя продолжал увеличиваться и в годы войны, но не за счет престижных дорогих автомобилей, а за счет машин, которые могли понадобиться в условиях фронта. Так, зимой 1915/16 г. для царя построили автомобиль-сани в 2 экземплярах. Одну из двух изготовленных машин передали полковнику А.И.Спиридовичу, заведовавшему службой охраны царя.

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты

Царская семья около гаража. Слева «Delaunnay-Belleville», справа «Mercedes» Ливадия, 1914 год.

К началу 1916 года в Императорском гараже находилось 56 автомобилей. Среди них – 9 личных автомобилей царя Николая, 19 автомобилей для свиты, 3 фельдъегерских автомобиля, 15 хозяйственных и 10 автомобилей для придворных.

После февральских событий 1917 года и свержения монархии все автомобили Императорского гаража были реквизированы. Позже на царских автомобилях возили вождей революции - В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого. Во время гражданской войны большинство царских машин были уничтожены - до настоящего времени сохранились лишь несколько.

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
 
Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго  авто, история, факты
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх