У каждого в жизни случались встречи с деятелями, чье несоответствие занимаемой должности повергало в настоящий шок. Примеры вопиющей некомпетентности встречаются на всех уровнях: от прачечной до президентской администрации, от газетного киоска до кабинетов крупнейших автомобильных компаний мира.
История провальной полноразмерной линейки Dodge/Plymouth 1962 модельного года тому наглядное подтверждение.
В апреле 1960 года новым президентом Chrysler Corporation стал Уильям Ньюберг. За предыдущую 27-летнюю карьеру в компании никто не мог поставить под сомнение его лояльность и исполнительность. Ну а близкая дружба с предыдущим “крайслеровским” топом Лестером Колбертом, в итоге открыла Ньюбергу дорогу в президентское кресло. Кто бы тогда мог подумать, что своим же первым большим решением новоиспеченный босс… чуть не пустит по ветру всю компанию.
Уильям Ньюберг фигура настолько одиозная, что его фотографий днем с огнем не отыскать
Все началось на вечеринке в одном из Детройтских клубов. Именно там Ньюберг подслушал, как ему показалось, стратегически важный разговор. До его ушей донеслись обрывки речи Эдварда Коула. Генменеджер Chevrolet, также присутствовавший среди гостей вечера, бойко обсуждал с коллегами планы запуска компактной новинки 1962 модельного года. Услышав важный звон новый шеф Chrysler, однако, совершенно не разобрался откуда он идет. Ньюберг почему-то убедил себя в том, что Chevrolet собираются урезать в размерах собственную полноразмерную линейку…
Нет, конечно, Уильям не был круглым идиотом. В начале 60-х на американском рынке действительно начиналась движуха компактов. Рост (пусть и ограниченный) европейского экспорта, включая проклюнувшую сенсацию по имени VW Beetle, плюс бурный спрос на “Рамблер” компании American Motors, заставил большую Детройтскую тройку обратить внимание на компакты. Буквально за полгода до подслушанного разговора Chevrolet представил компактный Corvair, новизна и технологичность которого удивила конкурентов.
Надо сказать, что и линейка полноразмерных Dodge 1961 года не отличалась особой элегантностью. Но дальше все будет еще страшнее… На снимке топовый Dodge Polara 1961
А вот “крайслеровский” компакт Lancer/Valiant появился позже. Его дебют прошел без пафоса, хотя продавалась машина неплохо… Тем не менее, понятно почему Билл Ньюберг не хотел снова оказаться в незавидном положении догоняющего. Решение созрело в его очевидно не самой светлой голове практически сразу же: “Если GM уменьшает свои полноразмерные модели, то и мы сделаем тоже самое!”.
Надо ли говорить, что мистер Ньюберг облажался? На самом деле, в подслушанном разговоре Эд Коул обсуждал грядущий запуск еще одной компактной модели Chevy II, которая должна была поддержать на рынке “Корвэйр”. Уменьшать же свою линейку “фул-сайзов” – истинные хлеб и соль General Motors – никто не собирался. Короче говоря, Ньюберг ошибся как ошибаются дверью в лабиринте 3D-шутера – один поворот не туда рождает цепь ошибочных решений и поступков. С той лишь разницей, что в отличии от компьютерной игрушки в реале нельзя сделать Save-Load…
Вирджил Экснер (на снимке справа) за работой
Получив в свое распоряжение “сокровенное знание” о планах конкурентов президент Chrysler безотлагательно потребовал от подчиненных полностью переделать полноразмерную линейку Dodge и Plymouth 1962 года. Само по себе смелое, это решение накладывалось еще и на дефицит времени. До рыночного запуска оставалось чуть больше года, а до начала серийного производства и того меньше. А главное машины уже были практически готовы. Однако, Ньюберг и знать ничего не хотел: “Переделывайте!”.
Приказы высшего руководства не обсуждаются и следующие несколько месяцев для инженеров и дизайнеров “Крайслера” превратились в сущий ад. Двойные, а то и тройные смены, препирательства между департаментами из-за компоновочных решений, давление со стороны финансового отдела, урезавшего расходы плюс постоянные нагоняи сверху – “Быстрее-быстрее, парни!”. Что можно родить в таких муках? Чудовище…
Оно и получалось. Уже готовый дизайн полноразмерных моделей Dart/Polara пришлось адаптировать под компактное шасси Lancer/Valiant. Большие “доджи” и “плимуты” 1962 модельного года и без того нельзя было назвать звездным часом знаменитого “крайслеровского” дизайнера Вирджила Экснера. Надуманности и усложнений здесь было больше, чем изящества и элегантности. Тут же еще полный швах с пропорциями и характерные стилистические фишки, исчезнувшие по настоянию бухгалтеров: панорамные стекла, характерная линия крыши, модные опоясывающие бампера…
Редкий автомобиль начала 60-х не только в Америке, но и во всем мире выглядит столь…нетрадиционно как Dodge Dart 1962
И это еще мощная версия с 400-сильным мотором на широких в колесах. Представьте как жалко Dart смотрелся в стоке…
Экснер как мог взывал к здравомыслию начальства, мол, остановитесь пока не поздно – хуже ведь будет! На большее у него просто не хватало сил – здоровье дизайнера здорово пошатнул сердечный приступ. В любом случае, к голосу разума шеф-дизайнера никто не прислушался. К моменту, когда работа над “укорачиванием” моделей 1962 года шла полным ходом всем мысли руководства “Крайслера” были совсем в другом месте.
Ровно в тоже самое время разгорелся коррупционный скандал – высшее руководство компании обвинили в недобросовестной конкуренции. Некоторые топ-менеджеры, оказывается, зарабатывали тем, что размещали корпоративные заказы на поставку комплектующих в компаниях, к которым сами имели непосредственное отношение. И – кто бы мог подумать! – в скандале оказались замешаны и новый президент “Крайслера”, то есть Ньюберг, и его предшественник Лестер Колберт.
Профиль – самый выгодный ракурс Dart 1962
…а универсал наименее пугающий кузов в линейке
История закончилась некрасиво. Бывшие друзья превратились в злейших врагов, взаимные обвинения и судебные иски сменяли друг друга, но главное уже летом 1960-го ровно через 64 дня после назначения в президентское кресло, Ньюберга выставили за дверь. Какая "яркая" и короткая карьера! Если бы также просто можно было поступить с сумасбродной идеей Билла уменьшить модельную линейку “Додж” и “Плимут”…
Говорят, когда очередной президент “Крайслера” Лин Таунсенд увидел, что натворил его предшественник, то в ужасе схватился за голову. Что-то менять теперь уже точно было поздно. Уменьшенные полноразмерные модели пора было запускать на рынок…
Полноразмерный Plymouth Fury 1962 лишь немногим симпатичнее Dodge Dart
За голову схватились и дилеры, когда увидели что именно им придется продавать. Укороченную линейку “Додж”/”Плимут” быстро окрестили “ощипанными цыплятами". И это прозвище как нельзя лучше иллюстрировало “достоинства” уменьшенных фулл-сайзов. Фантасмагорические обводы, неудачные пропорции плюс цена, которая почти не отличалась от полноразмерных “шевроле”, которые, как не сложно догадаться, не уменьшились в размерах.
А вот так для сравнения выглядела одногодка 'ощипанных цыплят' – Chevrolet Impala: длинный, незаумный, мощный, недорогой. Стопроцентный хит!
Покупатели реагировали на “крайслеровские” новинки ногами и долларами – и без того скромные продажи фулл-сайзов “Додж” упали почти на четверть, “плимуты” тоже ушли в минус… От катастрофы компанию спасло лишь драконовское урезание расходов, инициированное Таунсендом. В ходе массовых увольнений работу потеряли около семи тысяч офисных сотрудников “Крайслера”.
Вылетел с должности и главный дизайнер Вирджил Экснер. Формально ведь “ощипанные цыплята” были его детищем. По факту же единственного человека, который пытался образумить руководство “Крайслера”, сделали козлом отпущения за чужие ошибки.
Мир так несправедлив, детка…
В итоге за ошибки других пришлось отвечать Вирджилу Экснеру…
Нет, даже полицейская ливрея не спасает Dart 1962 года
А вот это Dodge 330 1963 года – вновь нормально фулсайзовый, без надуманной ерунды во внешности. Успех этой машины, дизайн которой, к слову, также принадлежит Экснеру, вернул Chrysler в большую игру