Разговор сегодня пойдет о уникальном автомобиле: первой машине класса GT, которая была произведена в Японии - TOYOTA 2000GТ.
К середине 60-ых годов ХХ столетия с Тойотой уже начали считаться и они поняли, что на малолитражках и внедорожнике Land Cruiser им далеко не уехать и что им просто необходимо создать автомобиль, который мог бы представить Toyota Motor Corporation в новом свете, который мог бы сказать, что они могут еще что то, что способно удивить.
Им просто необходим был именно спорткар.Дизайн автомобиля получился более чем удачным и несмотря на то, что ТМ разумеется, боясь ошибиться и быть непонятыми, рисовали 2000GТ с оглядкой на уже к тому моменту мастодонтов автомобилестроения, таких как Jaguar, Ferrari, Lotus или Aston Martin, им удалось создать автомобиль, дизайн которого был в ключе тогдашнего веяния моды, но при этом отличался от европейских автомобилей настолько, что страну его происхождения можно было назвать безошибочно!
Долгое время бытовало заблуждение, что дизайн 2000GТ нарисован немцем Каунт Альберт граф Герцем, но на самом деле автор дизайна японец Сатору Нозаки.
Машина была встречена очень тепло, и это еще более подстегнуло Тойоту поторопиться с серийной версией автомобиля. В общей сложности было построено около 20 прототипов первой серии 280A/I, многие из которых сразу же попали на гоночные трассы, где они обкатывались и настраивались в реальных условиях, что позволило добиться максимальной отдачи от шасси, мотора и трансмиссии.
Экспериментируя с вариациями исполнения автомобиля, перед пуском 2000GТ в серийное производство, Тойота построила очень интересную версию этого автомобиля - 311S с алюминиевым кузовом, которая весила на 210 кг меньше гражданской машины. Двигатель развивал 217 л.с., а максимальная скорость достигала значения 278 км/ч.
К моменту появления предсерийных прототипов 280A/II, была окончательно утверждена и испытана механическая «начинка» 2000GT - автомобиль получил 6-цилиндровый рядный двухлитровый мотор разработки компании Yamaha с двумя верхними распредвалами, стальной полунесущий кузов на хребтовой раме и независимую подвеску всех колёс с дисковыми тормозами.В основе двигателя 2000 GT лежит блок от шести цилиндровой версии седана Crown S. В Ямахе разработали новую головку блока цилиндров из лёгкого сплава, с двумя распредвалами с цепным приводом от коленвала. Камеры сгорания имели полусферическую форму наподобие той, что применялась в американских моторах серии Hemi. Изначально планировалась установка системы впрыска топлива, но чуть позже конструкторы отказались от неё в пользу трёх карбюраторов Weber - из-за надёжности.
Двигатель серийной версии имел рабочий объём 2 литра, развивал 150 л.с. при 6600 об/мин и 177 Нм при 5000 об/мин. Максимальная скорость автомобиля составила 220 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 10,1 с.
Особенностью шасси 2000GT стала хребтовая рама, как у родстера Lotus Elan. Х- образная форма позволяла разместить двигатель за передней осью, тогда как трансмиссия оказывалась практически по центру автомобиля. В итоге — почти оптимальное распределение массы по осям (51:49 в пользу передней оси).
Большой плюс такой конструкции - высокая жёсткость, минимальный вес, низкий центр тяжести и небольшая стоимость при производстве.
Подвески 2000GT - двухрычажные спереди и сзади, с амортизаторами и пружинами, стоящими практически вертикально. Классическое решение для спортивных автомобилей тех лет.
На прототипах стояли 15-дюймовые спицованные колёса, но с запуском производства в 1967 году серийным оснащением стали колёсные диски из сплава магния, с системой крепления одинарной ступичной гайкой.
Передняя панель 2000GT - это цельный кусок натуральной древесины, покрытый лаком. Также стоит отметить трёхспицевый руль Nardi и оригинальный поворотный рычаг стояночного тормоза внизу центральной консоли.
Тoyota 2000 GT выпускалась на протяжении 4 лет. Несмотря на короткий срок жизни, у 2000 GT было три модификации. Самая массовая с заводским индексом MF10 выпускалась с 1967 по 1968 год - было собрано 233 таких автомобиля. Большинство экспортных 2000 GT с левым рулём были именно этой модификации.
На версии MF-10 1969 года изменились передние противотуманные фары - теперь они стали меньше и по высоте сравнялись с передним воздухозаборником. Зато задние катафоты на задних крыльях, обличенные в собственные обтекатели, стали заметно больше. Ещё были изменены бамперы, а за счёт других пружин в подвеске автомобиль стал выше на пару сантиметров. В салоне изменилась приборная панель и руль. Такие машины практически не шли на экспорт (за пределы Японии выбралась всего 1 машина), а общий объём производства составил 109 автомобилей.
Имя Кэролла Шелби во всём мире ассоциируется прежде всего с легендарной Коброй и специальными версиями Ford Mustang. Но мало кто вспомнит, что в 1968 году компания Shelby сотрудничала с японцами. Три автомобиля 2000 GT было подготовлено для серии гонок SCCA (главная цель, которую преследовали японцы от сделки - это продвижение 2000GT на американском рынке). Они отличались тщательно доработанными моторами (205 л.с.), облегченными кузовами (933 кг), и амортизаторами Koni. В своём классе 2000GT от Shelby успешно конкурировала с Porsche 911 и Triumph TR250. За 13 этапов серии SCCA гонщики команды оказались на третьем и четвёртом местах в итоговом протоколе сезона. А в командном зачете Toyota и вовсе заняла второе место.
Последняя версия MF12 1970 года отличалась от предшественников прежде всего механической начинкой - для рынка США появилась автоматическая трансмиссия и кондиционер. Двигатель с двумя верхними распредвалами уступил место мотору увеличенного до 2300 см3 объёма, но уже с одним распределительным валом(SOHC) в головке блока цилиндров. Мощность упала со 150 до 140 л.с., но крутящий момент был немного больше - 201 Нм против 177 у двухлитровой версии. Масса кузова увеличилась на 45 кг - до 1165 кг. Всего было построено 9 экземпляров 2000 GT MF-12 (хотя машина могла бы получить другой индекс - 2300 GT), и внешне отличалась одним зеркалом заднего обзора на стойке водительской двери, вместо двух на крыльях у MF-10 и дополнительным воздухозаборником под передним бампером. В салоне помимо управления кондиционером появились подголовники на сиденьях. Все машины были с левым рулём.
Как нельзя кстати для Тойоты, в 1966 году начались съёмки очередной ленты из серии знаменитой «бондианы» - «Живешь только дважды» (You Only Live Twice), основное действие которой разворачивалось в Японии. Не обошлось без продакт-плейсмента модели 2000 GT. По сюжету, японская девушка-шпион Аки в исполнении Акико Вакабаяси (Akiko Wakabayashi) ездила на открытой версии 2000 GT. Именно благодаря киношникам на свет появились две уникальные Тойоты 2000 GT Spider. Избавиться от крыши пришлось по двум причинам. Первая - Бонду, то есть актеру Шону Коннери, с ростом 1 метр 83 сантиметра было попросту тесно в салоне небольшого купе. Вторая причина - это обязательные для сериала погони и перестрелки с плохими парнями, что требовало особого размещения громоздких камер для съёмки эффектных сцен. Правда, если внимательно смотреть фильм, то можно заметить, что крупные планы актеров во время погони снимались совершенно в другом автомобиле. Также, по сценарию, автомобиль оснастили хайтековой для того времени аппаратурой «спецсвязи» Sony - видеопередатчиком с цветным экраном и кучей шпионского радиооборудования вместо задних сидений.
Несмотря на массу положительных отзывов, успешные выступления в автоспорте и широкую рекламную компанию, вплоть до съёмок в одном из фильмов про Джеймса Бонда. Но всё это так и не смогло привлечь покупателей - продать удалось только 337 машин, из которых 115 были проданы за пределами самой Японии. Но именно 2000 GT стала блестящей демонстрацией инженерного потенциала компании.
Позже Toyota продолжит свое сотрудничество с Yamaha в создании быстрых автомобилей, и благодаря этому союзу родится очень много интересных моделей, но по-настоящему ценной на правах первой навсегда останется TOYOTA 2000GТ!