Нынче при упоминании автомобиля с заднемоторной компоновкой на ум приходит разве что не изменяющий традициям спорткар Porsche 911. Но полвека назад дороги, особенно в Восточной и Центральной Европе, знавали гораздо больше машин, у которых двигатель располагался близко к заднему бамперу, и многие из них были седанами — например, семейство Skoda Type 742, которое отмечает на этой неделе 40 лет.
Самый большой фанклуб заднемоторной компоновки находился в Чехословакии. В 1934 году местная компания Tatra выпустила футуристичный для своего времени фастбэк 77 с трехлитровым V8, который находился в задней части кузова.
Любовь компании к заднемоторным фастбэкам породила такие модели, как 77а, 87, 97, 600 и 603. А в 1974 миру, пускай и коммунистическому, явили пятиметровый седан 613, двигатель у которого также был в багажнике.
Автомобиль оснащался 3,5-литровым бензиновым V8 мощностью 165 сил. Позже агрегат был доработан, количество «лошадей» возросло до двух сотен, а максимальная скорость – до 230 км/ч.
За время своего существования, с 1974 по 1996 год, у модели 613 появилось восемь модификаций в различных кузовах.
На этому семейству пришел еще более крупный (5,2 метра!) седан Tatra 700. Как и предшественник, автомобиль получил заднемоторную компоновку. Покупателям на выбор были доступны бензиновые «восьмерки» объемом 3,5 и 4,4 литра.
В 1999 году из-за низкого спроса автомобиль сняли с производства. 700-ка не только стала последним заднемоторным седаном компании, но и последним легковым автомобилем Tatra – фирма сосредоточилась на строительной технике.
Экспериментировала с заднемоторной компоновкой и другая автомобильная компания из Чехословакии – Skoda. Причем, весьма удачно: в 1964 году в продажу поступил компактный 4,2-метровый седан 1000 MB.
Для своего класса автомобиль выгодно отличался просторными салоном и вместительным багажным отсеком. Вот только находился он спереди.
1000 MB оснащался бензиновой «четверкой» объемом 988 см3 и мощностью 42 силы. Двумя годами позже появилась модификация 1100 MB с 1,1-литровым 52-сильным мотором.
В 1969 году Skoda 1000 MB и 1100 MB сменили модели 100 и 110. Заднемоторная и заднеприводная компоновка была сохранена, а индексы, как с прошлыми экземплярами, означали объем моторов.
100/110 стала первой моделью «Шкоды», тираж которой перешагнул миллионный рубеж — 1 079 708 штук. Производство было завершено в 1977-м.
За год до снятия с конвейера семейства 100/110, в 1976 году, компания Skoda представила новую линейку заднемоторных моделей – 105, 120 и 125.
Автомобили оснащались бензиновыми «четверками» объемом от 1,05 до 1,2 литра мощностью от 44 до 54 сил.
В 1984 году семейство, получившее общее обозначение Type 742, пополнили седан 130 L и купе 130 Rapid. Обе модели комплектовались 1,3-литровым 58-сильным мотором и пятиступенчатой «механикой». Двумя годами позже к ним присоединилась версия седана 130
В 1987 году Skoda выпускает серии 135 и 136 (Type 746), каждая из которых состоит из двух седанов GL и L, а также одного купе Rapid.
И те и другие оснащались 1,3-литровой бензиновой «четверкой». Ее отдача составляла 58 и 62 силы 135-х и 136-х соответственно. В 1990 году семейство сняли с конвейера, а вместе с ним канули в историю заднемоторные автомобили Skoda.
В США автовладельцы с чешскими машинами не были знакомы. Разве что с моделью Tatra 77, да и только те, кто высаживался в Нормандии.
Однако после войны в 1947-м, пока большая детройтская тройка в лице GM, Ford и Chrysler приходила в себя, инженер Престон Томас Такер разработал седан с заднемоторной компоновкой.
5,6-метровый Tucker 48 оснащался 5,5-литровым карбюраторным оппозитным шестицилиндровым мотором мощностью 166 сил, 24-вольтовой электросистемой и четырехступенчатой механической электромагнитной трансмиссией. До «сотни» седан разгонялся за 10 секунд и достигал максимальной скорости 200 километров в час.
В инновационном для своего времени автомобиле конкуренты увидели угрозу и, используя связи в правительстве, буквально задушили компанию. Престон Томас Такер успел к середине 1948-го собрать всего 51 автомобиль, а в 1956 году он умер от рака.
Еще одним американским седаном с мотором сзади был Chevrolet Corvair, который производился с 1960 по 1969 годы. Справедливости ради стоит отметить, что автомобиль выпускался в кузовах купе, кабриолет и универсал.
В моторную гамму модели входили оппозитные бензиновые «шестерки» рабочим объемом 2,3, 2,4 и 2,7 литра. Трансмиссия – четырехступенчатая «механика» и, как опция, двухдиапазонный «автомат».
У Corvair были проблемы с устойчивостью в поворотах на высоких скоростях – он опрокидывался. Этот и некоторые другие факты упомянул писатель Ральф Нейдер в своей книге 1965 года «Опасен на любой скорости». Несмотря на то, что в Chevrolet ринулись исправлять недостатки, спрос моментально начал падать. В итоге, в 1967 году с конвейера сняли седан, а 1969-м все семейство в целом.
У легендарного заднемоторного Volkswagen Type 3 была четырехдверная модификация. Правда, продавалась она исключительно в Бразилии с 1968 по 1970 год и оснащалась 1,6-литровым бензиновым мотором с четырехступенчатой «механикой».
Увы, но компактный седан 1600 не возымел большой популярности среди местного населения. К тому же, после выхода в прокат очередного фильма ужасов он получил прозвище «Гроб Джо».
В 1962 по 1964 год в Японии производился компактный седан Mazda Carol 600. «Компактный» – это даже сильно сказано, ведь его длина составляла 3,2 метра.
Автомобиль оснащался 586-кубовым бензиновым мотором, который находился в задней части.
Hino Contessa PC series — еще один компактный заднемоторный седан из Японии, который выпускался в те же годы, что и Mazda.
3,8-метровый Contessa PC series оснащался 893-кубовой бензиновой «четверкой». В паре с агрегатом предлагалась, на выбор, трех- или четырехступенчатая «механика».
В 1964 году на смену PC series пришел седан PD series.
Автомобиль сохранил заднемоторную компоновку, существенно прибавил в размерах и получил 1,3-литровый мотор. Производство седана продлилось всего три года. Сегодня компания Hino известна, в первую очередь, как производитель грузовиков и автобусов.
С 1956 по 1967 год компания Renault тоже производила заднемоторный седан – Dauphine.
Его комплектовали бензиновым двигателем объемом 845 кубических сантиметров мощностью 30 сил. До «сотни» автомобиль разгонялся за медленные даже по тем временам 32 секунды.
Тем не менее, это не помешало в 1956 году женскому экипажу Жильберты Тирион победить в первом ралли Tour de Corse на серийном Dauphine.
С 1962 года компания Renault приступила к производству еще двух заднемоторных седанов – модели 8 и более элитарной 10.
Их моторная гамма состояла из четырех бензиновых «четверок» – объемом 1,0-, 1,1-, 1,25- и 1,3 литра. Трансмиссий на выбор было доступно три – все механические трех-, четырех- и пятиступенчатые.
Конкуренцию моделям Renault составлял седан Simca 1000. Заднемоторный заднеприводный автомобиль производился во Франции с 1961 по 1978 год.
Он отличался просторным для своего класса салоном и обширной линейкой двигателей. Шесть бензиновых агрегатов объемом от 777 кубических сантиметров до 1,3 литра. Трансмиссия – четырехступенчатая механика.
И, конечно, известный в нашей стране пример советского заднемоторного седана – ЗАЗ-968. Да, его тип кузова относится к редкому классу двухдверных седанов.
«Ушастый» или «Чебурашка», как он был прозван в народе за воздуховоды в задней части, пришел на замену модели ЗАЗ-966 и производился с 1971 по 1979 годы. Экспортировался под брендом Yalta.
Оснащался 1,2-литровым 40-сильным бензиновым двигателем V4. До 100 километров в час разгонялся за 32 секунды. А максимальная скорость составляла 118 километров в час.