Возможно, медицинские маски скоро станут товаром куда более доходным, чем нефть или оружие. Их будут изготовлять в подпольных «лабораториях», перевозить контрабандой и продавать втридорога на черном рынке. А все потому, что однажды некий китаец вступил в слишком близкие отношения с некоей летучей мышью, и в итоге содрогается вся планета.
К опасности COVID-19 можно относиться по-разному, но никуда не денешься от того, что коронавирус уже переформатировал мировую экономику. Да, возможно, это временная ситуация, но последствия эпидемии (которую в ВОЗ сейчас предпочитают называть пандемией) весьма ощутимы. Целые регионы и страны уходят в глухую изоляцию, отменяются международные мероприятия и занятия в маленьких школах, скользят по наклонной биржевые индексы… И, само собой, страдают целые отрасли промышленности, причем в масштабе всего мира.
Это прямое следствие глобализации и сложившегося на сегодня положения, когда даже мировой вирус – и тот у нас из Китая. В Поднебесной сконцентрировано множество производств, выпускающих комплектующие без преувеличения для всех регионов Земли, и первый звоночек начал мелодично брякать, когда в Ухане власти всерьез занялись карантином.
Оказалось, что без китайских компонентов не в состоянии прожить ни один производитель из тех, которых принято считать массовыми. Как горох, посыпались панические заявления о том, что в условиях нехватки комплектующих придется останавливать конвейеры, снижать объемы производства, распускать рабочих по домам и тому подобное. Свою лепту незамедлительно внесли и мгновенно разрушившиеся логистические цепочки.
О том, что конвейеры оказались под угрозой, заявляли примерно в одно время время Kia, Hyundai, Toyota, FCA, GM, Ford, BMW, Honda, Nissan… Последние, к слову, всерьез опасались даже за российский завод. Отечественных производителей эта вакханалия коснуться не успела: в Китае дела вроде налаживаются, и наши доморощенные промышленные гиганты отсиделись в тенечке за счет имеющихся складских запасов. Хотя надо отметить, что кое-кто всерьез поговаривал о спешном поиске альтернативных поставщиков внутри России и перестройке логистики – а это какая-никакая, а все же польза от коронавируса.
Но этим дело, как известно, не кончилось. Одним из очагов эпидемии стала Южная Корея, а мы все в состоянии представить себе, сколько именно автомобильных заводов расположено в этой стране. В Европе лидером по числу зараженных оказалась Италия – и вот уже Fiat-Chrysler рапортует о временной (пока) приостановке конвейеров крупнейших местных предприятий, обеспечивающих, по некоторым данным, до 4% всего европейского объема производства. Вспышка в США – и местные власти блокируют любое сообщение со странами Европы, а в Северной Америке размещено немало сборочных конвейеров европейских брендов – взять хоть тот же Спартанберг, откуда, к слову, машины везут и в нашу богоспасаемую Россию.
Паника и перестраховка? Возможно, но на сегодня тотальный карантин и своевременное вычисление зараженных остаются лучшим средством борьбы с распространением «вируса в короне» – пока не выдумали действенных вакцин. К сожалению, карантин непосредственным образом сказывается не только на производстве.
Хитрый COVID-19 перекроил мировое расписание больших мероприятий. Первой жертвой, как легко догадаться, пал Пекинский автосалон, следом пали бастионы Женевы (и Швейцария – на пятом месте в Европе по числу зараженных), а на днях стало известно о том, что и американские фермеры отправились погулять туда, где людей поменьше: международная выставка в Нью-Йорке перенесена. Предположительно на осень, а там – кто знает?
Уже зазвучали заявления о некоем факторе неопределенности и от организаторов Московского автосалона, который, давайте признаем, на мировой сцене играет роль откровенно эпизодическую. Наконец, вырвали все волосы в самых труднодоступных местах чиновники FIA, у которых тоже календарь полетел под откос. Свежайшие вести с полей: за несколько часов до начала отменено главное автоспортивное событие весны – старт сезона F1 в Австралии.
Чертов коронавирус уронил авторынок примерно в район плинтуса. В конце зимы говорили о том, что в Китае, который считается крупнейшим рынком мира, продажи сократились на невероятные 92%: людям предписано сидеть дома и не высовываться, а в таких условиях не очень-то погуляешь по дилерам. Да и настроения как-то не наблюдается, знаете ли. Ситуация заставила производителей спешно налаживать онлайн-каналы продаж, но положение дел в Поднебесной постепенно выправляется, прогнозы корректируются к более позитивным, хотя понятно, что провал будет ощутим даже по итогам года.
И не только в Китае: та же Италия, стабильно болтающаяся в европейском Топ-5, просела в феврале сразу на 9%, хотя спад покупательской активности наблюдается у всех членов европейской лидирующей пятерки. Рынок безусловно упадет во всех странах, добровольно взявших на себя бремя изоляции от внешнего мира, а косвенное влияние почувствуют даже в бескрайних степях Монголии.
«Отскок» вполне возможен, но воздействие этой эпопеи на мировую экономику мы с вами будем замечать еще ой как долго. По очень простой причине: наш с вами мир не очень мобилен, но зато глобален, как к этому ни относись. Вырви из цепочки одно-два звена – цепочка распадется на отдельные части. Как раз за этим распадом мы с вами и имеем сомнительное счастье наблюдать. Как там говорили пресловутые китайцы – «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»?