На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОМОБИЛИСТЫ

17 599 подписчиков

Двухэтажные троллейбусы и автобусы в СССР

Двухэтажные городские транспортные средства всегда были чем-то необычным, вызывающим священный шок и трепет. В Советском Cоюзе было только два эксперимента с такого рода пассажирским транспортом, да и то в Москве.
Оба эти эксперимента признали в итоге неудачными. И оба эти эксперимента осуществлялись при помощи иностранных разработок: английского троллейбуса «Инглиш электрик» и немецких двухэтажных автобусов Do 56, Do S6 и нестандартного Büssing D2U.


Ленинграду с точки зрения двухэтажного транспорта не повезло. И троллейбусы, и автобусы Ленинграда были всегда одноэтажными. Были, правда, некоторые исключения в конце 90-х – одно время существовала автобусная линия в Петергоф с Балтийского вокзала, и была эта линия не совсем городская, так что спишем на статистическую погрешность.

ЯТБ-3 на московских улицах. На заднем плане, кстати, аж три троллейбуса МТБ-82.

Хотя знаменитый английский прообраз ЯТБ-3 всё же побывал в Ленинграде, но только проездом. Когда его в июне 1937 года морем доставили из Англии в Союз, то из Ленинградского порта он почти своим ходом «добежал» до Калинина, а уже оттуда на барже был отправлен в Москву. В конце тридцать седьмого английский троллейбус разобрали, переосмыслили и собрали советский. Вес увеличился на 2 тонны, руль переместился влево, а дверей стало две.

ЯТБ-3 на московских улицах. На заднем плане, кстати, аж три троллейбуса МТБ-82. СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год.

Про этот легендарный троллейбус, выпущено которых было всего 10 экземпляров, написано уже очень много. И вот в одной из статей про ЯТБ-3 наткнулся я на упоминание о появлении этого троллейбуса, которые перестал ездить по Московским улицам в 1954-м году, в фильме «Я купил папу» 1962-го года.

Заинтересовался, нашёл фильм и посмотрел. Наивный и добрый фильм. Но меня-то интересовал городской транспорт. Кстати, там каждый кадр, снятый на улицах в Москве — бальзам на душу таким как я любителям советского автопрома и архитектуры.

Действительно, «двухэтажное» в фильме есть. Но это не троллейбус, а автобус. И он тоже был в единичном экземпляре. В фильме снимался Büssing D2U. И сдаётся мне, что он был специально собран для Советского Союза, потому что упоминаний именно о такой модицикации, как показана в фильме, с тремя дверями по правому борту, я не нашёл больше нигде.

Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год. СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Москва, 1962 год, 211 маршрут.

Москва, 1962 год, 211 маршрут. СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Двухэтажный автобус появляется в кадре несколько раз. Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада на Кутузовском:

Двухэтажный автобус появляется в кадре несколько раз. Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада на Кутузовском: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Затем любуется необычной машиной, прогуливаясь возле «Украины»:

Ещё бы! Можно представить, как Димке хотелось прокатиться на таком, и неприменно на втором этаже!

На самом деле киношники, как это часто бывает, попытались запечатлеть что-то необычное, знаковое для определенного времени и в данном случае это им удалось на 100%!

Есть занятная легенда, объясняющая появление этих автобусов в Москве: «В 1958 году, во время визита в ГДР, Никита Хрущев подарил тогдашнему главе ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы, которыми заинтересовался Никита Сергеевич...»

Но, скорее всего, причина более прозаическая. В конце 1950х — начале 1960х проводилось немало мероприятий по оптимизации движения транспорта в Москве, как легкового и грузового, так и пассажирского. В частности, проводили эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Видимо, именно под эту программу в Москве и появилось три необычных автобуса: немецкие Büssing D2U, Do 56 и Do S6

Затем любуется необычной машиной, прогуливаясь возле «Украины»: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

В фильме запечатлен автобус Büssing D2U, но не совсем обычной модификации. Вот так выглядит обычный автобус этой марки.

Во-первых, задняя площадка: в нашем варианте в автобусе вместо задней открытой площадки установлены широкие двери. Через этот вход можно было попасть в салон и на первый и на второй этаж. Автобусы с открытой площадкой выпускались до 1963 года. А фильм, напомню, 1962 года.

Во-вторых, и это главное, автобус в нашем фильме имеет 3 двери. Через переднюю дверь можно попасть только наверх, а через среднюю только в салон первого этажа.

Кстати, фильм нам позволяет разглядеть внешний облик и внутреннюю планировку этой машины. Давайте смотреть.

В фильме запечатлен автобус Büssing D2U, но не совсем обычной модификации. Вот так выглядит обычный автобус этой марки. СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Вот Димка решается-таки прокатиться на двухэтажном автобусе и запрыгивет в первую дверь:

Вот Димка решается-таки прокатиться на двухэтажном автобусе и запрыгивет в первую дверь: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Средняя дверь:

Средняя дверь: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Задняя дверь. Обратите внимание на ее ширину!

Задняя дверь. Обратите внимание на ее ширину! СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

А вот и салон. Лестница, ведущая на второй этаж:

А вот и салон. Лестница, ведущая на второй этаж: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус
Двухэтажные троллейбусы и автобусы в СССР СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Салон второго этажа:

Салон второго этажа: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус
Двухэтажные троллейбусы и автобусы в СССР СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус

Кстати, сквозь залитое дождем стекло автобуса Димка видит Крымский мост и эстакаду у Зубовского бульвара:

Отметим также, что двухэтажные автобусы здесь никогда не ходили. Как, впрочем, не было их и на Кутузовском. Все три машины первоначально ходили по маршруту № 111 от МГУ до пл. Свердлова (через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру). Позже они были переведены на маршрут 144 — от метро «Октябрьская» до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А в завершении своей «московской карьеры» на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта «Внуково».

Однако довольно быстро эксплуатация выявила их недостатки. Автобусы были тихоходными, недостаточно маневренными, при выполнении поворотов стремились опрокинуться на бок, особенно на скользкой дороге. К тому же, пассажиры избегали подниматься на второй этаж. Разве, что дети всегда с удовольствием ездили на «верхотуре».

При этом нужно понимать, что эти машины в нашей стране были полностью уникальны. В СССР не эксплуатировались даже грузовики, узлы и агрегаты которых использовались на этих автобусах. Поэтому любая мало-мальская поломка превращалась в катастрофу. В результате отсутствие запчастей и износ привели к тому, что двухэтажники всё реже выходили на линию. Наконец, в 1964 г все машины были списаны и порезаны на металлолом. Вот такая недолгая жизнь была у этих необычных автобусов у нас в стране и, тем не менее, как минимум одна из трёх машин надолго останется в истории благодаря фильму «Я купил папу».

Кстати, сквозь залитое дождем стекло автобуса Димка видит Крымский мост и эстакаду у Зубовского бульвара: СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус
Двухэтажные троллейбусы и автобусы в СССР СССР, авто, автобус, кино, москва, общественный транспорт, троллейбус
Ссылка на первоисточник
наверх