Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой". Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии.
Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе.
Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком". Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.
Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке.
Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.
Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем.
И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.
Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться.
Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.
Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.
Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый "С. М. Киров". Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки "Клима Ворошилова".
Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.
Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.
Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов.
Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева.
Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев. Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.
Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.
Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.
На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.
В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки.
29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.
Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.
Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.
Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.
Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.
Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ.
Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон!
Но даже при таких условиях КВ произвел впечатление на противника. Танк прорыва использовался как оборонительный. Взять его могла только зенитная 88-мм пушка, полевые 150-мм орудия и 105-мм гаубица. Остальная артиллерия годилась только для высекания искр и воздействия на слуховые рецепторы танкистов.
Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров.
Тогда же у немцев появились и "Panzerjägerkanone" вместо "Panzerabwehrkanone". Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40.
75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии.
Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!
Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.
Такая "артиллерия" сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: "До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой".
Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину?
Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение "короткая ракетно-артиллерийская система танковая" как раз и имел такой танк.
Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28.
Эти прототипы имели индекс "Э". Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков.
В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.
Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.
Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.
Откуда появилась расшифровка "С" как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования.
К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.
На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.
С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1042 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.
Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.
В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.
Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — "Иосиф Сталин". Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.
В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней.
А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.
Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8.
Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!" — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.
На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип "не верь глазам своим".
Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 "Змей Горыныч". АТО — автоматический танковый огнемет.
Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.
Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет.
А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.
А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках!
Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.
КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.
Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.
"Клим Ворошилов" был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.