Хотя лифтованные внедорожники, «ГАЗели» с газобалонным оборудованием и «лежачие» Лады стали тормозить на предмет изменений конструкции гораздо реже, чем летом, вопросы о регистрации этих изменений остались. Иногда на дороге отговориться от претензий инспектора ГИБДД можно, показав одобрение типа транспортного средства (ОТТС), в котором указана возможность установки дополнительного оборудования и сертификаты на него.
Но чаще в ОТТС эта графа предусматривает только коврики, а документы на «допы» канули в лету, и нужны записи в ПТС и СТС о внесенных изменениях. МВД разработало проект документа, который описывает, как это делать: «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по внесению изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств». Процедура станет возможна и для желающих изменить автомобиль, и для тех, кто это уже сделал, без возврата в первоначальное состояние. В любом случае нужно будет получить заключение от испытательной лаборатории, подать заявление в ГИБДД, пройти осмотр и при положительных результатах получить документы с пометками о внесенных изменениях.
Напомним, что около года назад в подразделения Госавтоинспекции поступило распоряжение о проверке транспортных средств на предмет безопасности конструкции. Тогда хотели бороться с явным самопалом, который действительно представляет опасность на дорогах. Но под усердное исполнение распоряжения попали и автомобили с газобаллонным оборудованием, и подготовленные внедорожники, и лимузины. У сотен машин была прекращена регистрация, а волна недовольных действиями ГИБДД привела к тому, что началась работа над законодательным актом, регламентирующим регистрацию изменений в конструкцию.
Краткое содержание
Документ, опубликованный 5 апреля 2017 года, можно считать уже практически готовым, он содержит все необходимое — от приказа об утверждении до бланков заявлений. Но, тем не менее, сейчас он проходит общественную экспертизу, и после нее могут быть внесены некоторые корректировки. Например, в пункт 37, который содержит следующую формулировку — «В рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются действия по внесению изменению в конструкцию транспортного средства» — ведь ГИБДД пока у нас не автомастерская.
Административный регламент это, по сути, очень бюрократизированный документ, который прописывает чиновничью процедуру. Почти треть статей посвящена общим вопросам о том, кто, в какое время и где оказывает услугу, и они полезны больше с юридической точки зрения, чем с практической. На что действительно нужно обратить внимание, так это на Перечень 25 нормативных правовых актов*, в соответствии с которыми предоставляется услуга. Помимо общих законов вроде Гражданского кодекса и ПДД, он содержит указания на те документы, в которых есть информация с техническими требованиями к безопасности, в частности, связанными с газобаллонным оборудованием.
Вторая треть регламента описывает процедуру, которая очень похожа на ту, что происходит при постановке автомобиля на учет, и содержит те же основные этапы: подачу заявления, проверку информации и документов, осмотр автомобиля, вынесение решения и выдачу документов. Весь процесс, как и при регистрации машины, должен занимать один час, и даже размер пошлины составляет те же 800 рублей, что и при внесении изменений в ПТС и СТС (при регистрации ТС со «старыми» номерами).
Оставшаяся треть статей объясняет процедуру досудебного (внесудебного) обжалования. 30 статей описывают процесс, но рассчитывать на то, что после подачи жалобы, если в регистрации было отказано, произойдут изменения, не приходится: решения или действия (бездействия) уполномоченных должностных лиц рассматриваются в том же подразделении Госавтоинспекции, в котором они были совершены. Выход с жалобой на уровень выше возможен только в том случае, если эти действия совершил начальник подразделения, что бывает крайне редко. Но и в этом варианте возможен отказ, так как среди оснований для отказа в удовлетворении жалобы может быть «Наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с Административным регламентом в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы» (п. 90.3.). Впрочем, это стандартная процедура, которая точно таким же образом действует при других регистрационных действиях в ГИБДД.
Что нового
В разработке этого Административного регламента принимали участие члены Национального автомобильного союза, который был создан как раз на волне протестов по прекращению регистрации ТС с внесенными изменениями в конструкцию. Именно благодаря их участию появился очень важный пункт, который позволяет регистрировать изменения без приведения автомобиля в первозданное состояние.
«В случае, если в конструкцию транспортного средства изменения были внесены до обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции с целью получения услуги (регистрации изменений — прим. ред.), приведение его в состояние, предшествующее соответствующим изменениям, не требуется» — пункт 59 проекта Регламента.
Из этого вытекает возможность сразу же оформить внесение изменений в конструкцию, то есть получить свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности без предварительного одобрения от ГИБДД, как это было раньше. Но этот пункт не исключает того, что автомобиль должен проходить техническую экспертизу, о чем свидетельствует соответствующий протокол, заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средств, копии сертификатов установленного оборудования. Эти бумаги обязательны для предъявления (как и ПТС, СТС, заявление и документ, удостоверяющий личность), а вот реквизиты диагностической карты по результатам проверки технического состояния транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию предоставляются по желанию автовладельца.
Регламент также предусматривает и старый порядок регистрации изменений, когда на основании предварительной технической экспертизы ГИБДД выдает разрешения на внесение изменений в конструкцию. Тогда, соответственно, в пакет документов должно входить заключение предварительной технической экспертизы.
Регламент предусматривает регистрацию изменений конструкции ТС в электронном виде, через сайт Госуслуг. Процедура не будет отличаться от обычной постановки на учет, только форма заявления иная. Нужно иметь в виду, что в случае использования этого сервиса необходимо очень внимательно заполнять документы, ведь любая опечатка может привести к отказу в оказании услуги.
Впрочем, отказать в регистрации изменений могут в любом случае — это решение принимает сотрудник ГИБДД по своему личному усмотрению. Если при регистрации автомобиля количество поводов для отказа минимально и существует четкий их перечень:
– неправильно заполненные документы,
– недостоверность информации и наличие сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных или похищенных,
то регистрация изменений зависит от большего количества факторов. Более того, если изменения внесены и признаны небезопасными, то регистрация транспортного средства приостанавливается.
«В случае вынесения заявителю отказа в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства по причине его несоответствия после внесенных изменений требованиям ТР ТС 018/2011 или изготовлению им единичного транспортного средства, регистрация такого транспортного средства прекращается до устранения причин, явившихся основанием для прекращения», — гласит абзац 2 пункта 59 проекта Регламента.
Насколько этот регламент можно считать удовлетворительным и что предстоит сделать для упрощения процедуры регистрации внесения изменений, мы попросили прокомментировать одного из основных его разработчиков, вице-президента Национального автомобильного союза и партнера ARB Russia Яна Хайцеэра.
— Считаете ли вы этот Административный регламент удовлетворительным?
Мы действовали по принципу «проси больше — получишь меньше». Мы достигли того, что хотели, и сделали многое, хотя и не все. Самое главное, что мы получили четко прописанную прозрачную и понятную процедуру. Регламентированы и ограничены сроки ее проведения, и теперь все можно сделать достаточно быстро, а не растягивать на два месяца и более, как это было раньше. И конечно, достижение — это отсутствие требования приводить автомобили в «сток».
Будут еще небольшие доработки. Например, разъяснения, касающиеся того, что регистрацию внесений изменений в конструкцию осуществляет ГИБДД и ее подразделения технического надзора (п. 7 Регламента), а не тот «технадзор», который трактора регистрирует.
— Будут ли приняты какие-нибудь дополнительные нормативные акты, регламентирующие работу испытательных лабораторий по выдаче предварительных заключений и протоколов по внесенным изменениям?
Сейчас ведется работа по систематизации и стандартизации тюнинга. Чтобы не было слов вроде «кенгурин», «силовой бампер», «экспедиционный багажник» — они не имеют отношения к юриспруденции. Таких слов быть не должно. Нужно убрать сленг и ввести юридические, технические термины. Сейчас и гаишники, и лаборатории иногда такую чепуху пишут. Нужно, чтобы элементы имели точное название или соответствующий код, понятные всем — от таможни до ГИБДД.
Сейчас пока самый слабый диалог — с автопроизводителями. Они еще не понимают эту мину замедленного действия. Но, по крайней мере, мы будем работать над тем, чтобы сертификат на дополнительное изделие, выданный при производстве или при ввозе на территорию Таможенного союза, давал возможность проводить упрощенную процедуру регистрации изменений. Нужно уйти от двойного сертифицирования. Потому что сложная процедура должна быть для индивидуальных изделий. А то, что сделано по подтвержденным сертификатом стандартам безопасности и установлено квалифицированными специалистами, должно регистрироваться по упрощенному процессу, что мы и будем прописывать. Еще проще должна быть схема, когда дополнительное оборудование в составе транспортного средства прошло дополнительные испытания в лабораториях или на полигонах. А о том, что сам автопроизводитель проходит одобрение типа с дополнительными аксессуарами, мечтать не стоит. Они не смогут этого сделать для всех сторонних поставщиков.
Мы очень плотно работаем с ГИБДД, с Росстандартом, с Минпромторгом, с НАМИ. Некоторые документы мы пишем сами и практически вышли на законодательный уровень. Уже сейчас разрабатываются поправки к Техническому регламенту, но действовать они начнут через год, через 3 года. Как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Вот мы это и делаем.
Проект Административного регламента пока проходит независимую экспертизу, на которую уйдет еще несколько дней. После этого будут рассмотрены предложенные изменения, и если они будут признаны значимыми, их внесут в документ. После формирования окончательного текста регламента он будет утвержден соответствующим приказом. С момента появления приказа документ вступит в законную силу и станет возможным его применение — владельцы тюнингованных автомобилей смогут зарегистрировать внесенные изменения.