Автостоп — передвижение на попутном транспорте — существует столько же времени, сколько и сам транспорт. Одними из первых для жителей СССР автостоп «открыли» Ильф и Петров, описав явление в своей книге «Одноэтажная Америка».
Интересно, что спустя три десятка лет после выхода книги в Союзе решили развивать автостоп на государственном уровне — с членскими билетами, атрибутами и конкурсами передовиков.
В цикле «Как это было» мы вспоминаем, как государство поощряло молодежь путешествовать автостопом.Конечно, советские граждане ездили на попутках и до вмешательства государства. Но для нас интересен сам факт того, что государство постаралось не запретить автостоп, а возглавить его. Более того — сделать это социально ориентированной затеей. Советских граждан поощряли: путешествуйте автостопом — увидите много красивых мест! Подвозите автостопщиков — потом сможете за это выиграть ценные призы!
Организованный автостоп появился в Советском Союзе в 1961 году одновременно в Ленинградской области, Литовской и Эстонской ССР. Местные управления по туризму разрабатывали положения об автомобильных перевозках по системе «Автостоп» и выпускали маршрутные книжки. Сначала книжечки продавались только в местных туристических организациях, позже — просто в киосках «Союзпечати». Без красно-желтой книжечки ты не мог считаться настоящим автостопщиком!
Кстати, самого термина «автостопщик» не существовало: туристов-попутчиков называли автостоповцами или просто «автостопами». Во время многочисленных поездок автостопом автор несколько раз слышал от пожилых водителей воспоминания о тех, еще советских «автостопах». Так что у слова «автостоп» было аж три значения:
- -езда на попутных машинах;
- -организованный вид туризма с установленными правилами;
- -отдельный человек, занимающийся таким видом туризма.
Заметка об автостопе из журнала «Здоровье» № 8 за 1962 год. Молодой архитектор Георгий Пионтек, упомянутый в тексте, со временем стал признанным специалистом своего дела
Технология «огосударствленного» автостопа была такова: турист покупал маршрутную книжку, в которой имелось несколько страниц с отрывными талонами на определенное число километров. Затем выходил на дорогу и поднимал руку с книжечкой — по этому знаку водитель понимал, что это на обочине стоит не кто-нибудь, а настоящий организованный турист, и такого надо бы подвезти. Если турист проехал на попутке, скажем, 100 км — то перед выходом из машины он отрывал талоны в сумме на сотню километров, заполнял их (марка машины, фамилия водителя, маршрут, дата) и вручал шоферу. В конце автостопного сезона водители отсылали свои талоны в местное отделение клуба «Автостоп», и по этим талонам устраивали розыгрыши ценных призов. Отдельно делали розыгрыш для самых «гостеприимных» водителей (тех, которые провезли попутчиков на наибольшее число километров), отдельно — для всех шоферов вообще, чтобы никому обидно не было.
Перечень призов для участников «Автостопа» — их разыгрывали по завершении сезона 1962 года в Белорусской ССР. Всего разыгрывалось более семисот призов на общую сумму почти в 30 тысяч рублей.
Поскольку за «Автостопом» стояли серьезные организации, то и регламент этого вида туризма прорабатывался весьма тщательно. Туристу запрещалось останавливать машину, если он собирался проехать на ней менее 5 километров. А водителям запрещалось самим организовывать группы для перевозки автостопом и тем более отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе (если автомобиль принадлежал какой-нибудь организации). Это правило прописано для того, чтобы шоферы не организовывали аналог современного «Блаблакара» (система поиска попутчиков и водителей с возмещением затрат на бензин) и не пытались «сшибить» побольше талоно-километров из маршрутной книжки туриста.
На туристов-автостоповцев распространялись правила и привилегии, применимые и к другим видам туризма. Так, участник «автостопа» мог по предъявлении маршрутной книжки ночевать на турбазах и турстоянках, а по требованию работника ГАИ был обязан предъявить маршрутную книжку и удостоверение личности. Все туристы страховались в отделениях Госстраха, а при передвижении группой обязаны были заполнять маршрутный лист похода, заверенный туристической секцией.
Интересно, что с помощью «Автостопа» могли ездить ребята возрастом даже 16 лет, а в составе группы в сопровождении взрослых — даже и 14 лет. Водитель, принимая «на борт» туристов, обязан был руководствоваться ПДД и ведомственными указаниями, ведь он нес ответственность за безопасность пассажиров. От самих туристов требовалось строгое соблюдение как ПДД, так и правил самого «Автостопа». Во время движения туристу запрещалось курить и отвлекать шофера разговорами. За нарушение правил маршрутную книжку могли изъять, доставить ее в оргкомитет «Автостопа», а нерадивого туриста лишить возможности ездить на попутках.
Заметка об автостопе из журнала «За рулем» № 7 за 1963 год
В Белорусской ССР система «Автостоп» появилась в 1962 году. У нас в стране за систему отвечал Белорусский республиканский совет профсоюзов, на Украине и в Литве — Республиканский совет по туризму, а в Ленинградской области — областной совет.
Заметка об автостопе в газете «Знамя юности» за 1962 год
Интересно, что в разных регионах и в разные годы у системы «Автостоп» были свои особенности. Например, автостопный сезон 1962 года в БССР длился всего четыре месяца: с 15 июня по 15 октября; талоны, заполненные до начала или после завершения сезона, в лотерее не участвовали. В Ленобласти в 1963 году сезон длился с 18 апреля по 15 ноября, а в 1964-м — с 1 мая по 15 ноября. В Литве в 1964-м — дольше всего: с 15 апреля по 15 ноября.
Республиканские и областные организации «Автостопа» по-своему составляли перечень призов и по-своему объявляли номинации, в которых их разыгрывали. Так, в БССР в 1962-м для самих автостопщиков ценные подарки (мотовелосипед, фотоаппарат и путевка на турбазу — всего 18 призов) полагались только за наилучшее описание автостопного маршрута. А в Литве в 1963-м, помимо 20 индивидуальных премий, были еще такие интересные номинации:
-Автостопной группе из трех человек, которая активно боролась с нарушителями закона — мопед «Рига».
-Автостопной группе из 5−6 человек, которая дала концерт, — путевка в международный молодежный лагерь.
-Автостопной группе из трех-шести человек, организовавших товарищескую спортивную встречу, — путевка в Крым по местам партизанской славы.
-Туристам, распространявшим политическую, комсомольскую и сельскохозяйственную литературу, — путевка на Кавказ.
Стоимость книжечки, цена «автостопо-километра» и виды отрывных талонов тоже отличались от республики к республике. Где-то книжка-удостоверение автостопщика продавалась без талонов (так, на Украине разные издания книжки стоили от 2 до 6 копеек), — тогда талоны нужно было покупать отдельно. Где-то книжка была сразу с талонами.
Поначалу на книжках «автостопа» изображали желтый круг с вписанным в него красным кругом. Позже придумали специальную эмблему: красный треугольник, вписанный вершиной вниз в желтый круг с красной окантовкой.
Книжка «Автостопа» Литовской ССР за 1961 год.
Книжка «Автостопа» Белорусской ССР за 1962 год.
Книжка «Автостопа» Ленинградской области за 1964 год.
Книжка «Автостопа» Украинской ССР за 1966 год.
Книжка «Автостопа» Белорусской ССР за 1968 год.
Талоны на 100 км из литовской книжки «Автостопа» за 1961 год.
В Литве в 1961-м и в Белоруссии в 1962-м в маршрутных книжках были отрывные талоны на 10, 15, 20, 25, 50 и 100 км, но число талонов каждого вида в разных республиках отличалось: у нас бы их хватило на тысячу километров пути, у соседей — на полторы тысячи. В Ленинграде в 64-м и в Литве в 67-м были талоны на 10, 25 и 50 км, а на Украине в 66-м — на 10, 20 и 50 км.
В Литве и Ленинграде на 1 копейку можно было проехать 10 километров пути, в Белоруссии и Украине — всего 5 км. С 1965-го ленинградский автостоп подорожал и тоже стал стоить 1 копейку за 5 км пути. А в 67-м в Литве продавались талоны на 50 км всего по 2 копейки каждый. Для сравнения: тариф на поездку в обычном пригородном автобусе составлял 1,5 копейки за километр пути, а в автобусах с мягкими откидными сиденьями — 2 копейки за километр.
Талоны на 25 км из белорусской книжки «Автостопа» за 1962 год.
Талон на 50 км из украинской книжки «Автостопа» за 1966 год.
Талон на 10 км из литовской книги «Автостопа» за 1967 год.
В 1965 году региональные эксперименты с «Автостопом» признают успешными, и движение решают развивать на территории всего СССР. Автостопщиков на дорогах становится намного больше, и маршрутные книжки теперь продаются не только в отделениях туристических секций. Газета «Знамя юности» в заметке «Как найти бодрость…» писала в том году: «Сегодня на улице в каждом киоске „Союзпечати“ привлекает знак „Автостопа“. И невольно приходят мысли о том, как интересно, с пользой для себя можно отдыхать в субботние и выходные дни, как провести отпуск».
Заметка из газеты «Макеевский рабочий» за 10 апреля 1965 года.
Автостопу посвящают даже песни — эта взята из песенника «Спутник туриста» за 1966 год. Музыка и слова некоего Н.Левашова.
Автостопом путешествуют не только безденежные студенты, но и люди солидных профессий, причем иногда даже с детьми. В 1964 году автостоповцы проехали по Белоруссии более 100 тысяч километров. Заполненные талоны для участия в конкурсе присылают водители со всего Союза. Некоторые из них «подбрасывают» попутчиков сразу на несколько тысяч километров — таких рекордсменов отмечают наградами.
Заметка из газеты «Транспортник Белоруссии» за 9 мая 1965 года
Кстати, еще о наградах и ценных призах. В том же 1965 году, в июне, на экраны кинотеатров выходит 14-й номер киножурнала «Савецкая Беларусь». В нем рассказывается, что «Автостоп» — это и для туристов полезно, и для шоферов выгодно. Водителей награждают ценными призами: в кадре мы видим радиоприемники в кожаном футляре «Сатурн» (выпускались в Днепропетровске) и «Селга» (Рига) за 34 рубля вместе с зарядным устройством, наручные часы разных моделей, электробритвы.
Не все водители были такими альтруистами. Далеко не каждый останавливался при виде красно-желтой книжечки, так еще мог и с автостопщиков взять деньги за проезд. Публицист-геополитик Владимир Дергачев вспоминает (здесь печатается с сокращениями):
«После окончания Московского университета имени Ломоносова с 1967 года я работал в Минске в одном из институтов Госстроя БССР. Летом 1968 года в первый отпуск молодого специалиста я предпринял путешествие автостопом на Псковщину и Новгородчину.
В Минском областном совете по туризму купил книжку «Автостопа» за 4 рубля. В книжке были талоны с километражом, которыми необходимо было «рассчитываться» с водителем. И если он набирал много талонов, то мог получить (или выиграть по специальной лотерее?) двухместную туристическую палатку, котелок или что-то подобное. В реальной действительности водители рассматривали талоны как фиговые листочки. Работал другой принцип — автостопщик нужен был для неформального доверительного общения на дальнем маршруте, в том числе чтобы не заснуть за рулем. В те годы редкостью были большие фуры с двумя водителями.
День первый, суббота, 6 июля 1968 года. На Московском шоссе, на посту ГАИ при выезде из столицы советской орденоносной Белоруссии — летняя томящая тишина. Туристу автостопа никто не улыбался. Приближалось время обеда, а Вову никто не брал. Турист автостопа поплелся к автовокзалу, где был подобран водителем МАЗа, перегонявшим лесовоз с Минского автозавода в Новгород. Познакомились, водителю 50 лет, зовут его Сергей Иванович. Конечно, мало зарабатывает, командировочные всего 1,20 р. в день, и Вова понял, что вручать водителю талоны «Автостопа» неприлично. У Сергея Ивановича были жена и дети, а их надо кормить и одевать.
Приближался вечер и город Витебск. Первый этап пути обошелся в 6 рублей, с безразличным видом перекочевавших в карман водителя, разрешившего Вове переночевать в кабине лесовоза. Сергей Иванович дал мне ключ, а сам ночевал у сестры. Такая степень доверия к попутчику».
Проблема нелегального частного извоза существовала издавна; водители как легковых, так и грузовых машин не гнушались брать деньги за подвоз туристов, командированных и местных жителей — что с рюкзаками, что с «полкабанами» на продажу. Все в том же богатом на газетные заметки об автостопе 1965 году в издательстве «Художник РСФСР» выходит плакат «Боевой карандаш» № 937 за авторством Бориса Семенова. Слово «Автостоп» уже настолько прочно вошло в обиход, что его использовали и в переносном, сатирическом смысле.
Легко догадаться, что поднятая в руке купюра — это аллюзия на привычный жест автостопщиков: поднятая рука с зажатой в ней книжкой «Автостоп»
Сложилась интересная ситуация: водители ведомственных грузовых машин могли подвозить туристов-автостоповцев (более того: автоинспекторы имели право подсаживать в кабину или кузов таких туристов), но не могли перевозить чужие грузы, которые явно не тянут на туристское снаряжение. Отчасти решить эту проблему попытался минский водитель Ю. Окулич в заметке в газете «Транспортник Белоруссии» за 27 июля 1969 года.
Вероятно, под словами «организовать продажу талонов „автостоп“ на грузовые машины, и проблема будет решена» следует понимать возможность подвоза не только людей, но и их «коммерческого» груза, ведь на грузовиках по системе «Автостопа» можно было ездить и ранее
Для путешественников-автостоповцев выпускалась различная атрибутика, в первую очередь — значки. Каждый год, а то и по нескольку раз в год создавали значки разного дизайна, в каждой республике — свои. Почти всегда на таком значке красовался символ движения «Автостоп» — перевернутый треугольник, вписанный в круг.
Среди множества видов туризма автомобильный и автостопный развивались отдельно — что, конечно, не мешало одному и тому же человеку быть как автотуристом, так и автостоп-туристом.
Увеличенным изображением этого же знака иногда останавливали проезжающие машины: маршрутная книжка от частого использования могла быстро истрепаться, а знак всегда можно нарисовать новый — были бы бумага и карандаш. Коллекционер старых фотографий и кинофильмов Андрей Скуратович поделился несколькими снимками белорусских туристов, которые путешествуют автостопом.
Судя по одежде и листьям на земле, туристы отправились в поход поздней осенью. А вот в каком месте старого брестского шоссе сделан этот кадр — выяснить не удалось. У левого нижнего угла информационного щита, — известный бард и турист Арон Крупп
На других кадрах этой серии у девушки с гитарой можно заметить обыкновенные железные ведра — в таких туристы готовили еду сразу на всю группу.
На этом кадре, судя по объемистому снаряжению, автостопом передвигаются туристы-водники. У парня на переднем плане — камера с интересным длинным объективом.
Значки с логотипами «Автостопа» выпускали по крайней мере до 1973 года. В это время популярность официального, «огосударствленного» движения идет на спад, и выпуск маршрутных книжек с розыгрышем призов прекращают. А в 1978 году Алексей Воров основал Ленинградскую лигу попутчиков, которая стала продвигать спортивный автостоп, автостопные гонки и марафоны. Позже организация стала называться Петербургская лига автостопа, а Воров, путешествующий автостопом до сих пор, «накатал» уже более 2 миллионов километров. На смену автостопу «казенному» пришел автостоп неформальный: никаких тебе книжек, членских взносов и официальных правил.
Интересно, что под конец жизни СССР движение «Автостоп» решили возродить — на этот раз в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. Во втором номере журнала «За рулем» за 1990 год появилась такая заметка:
Но дальше заявлений, конечно, не пошло: страна переживала сложные времена, а через полтора года и сам ВЛКСМ был распущен. Но к тому времени автостопом путешествовали тысячи и тысячи жителей некогда огромной страны. Интересно, что и в нашей стране автостопу порой пытаются придать государственную окраску. Так, год назад по предложению депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олега Левшунова и центральной районной организации БРСМ орагнизовали мероприятие «Автостопом по белорусской государственности», которое прошло в рамках патриотической акции «Великая Победа — Вечная память». Участники (молодежь и ветераны) посетили сессию Палаты представителей и несколько музеев. Но непосредственно к автостопу эта акция не имела никакого отношения.
Александр Лычавко. Источник