Весной один из водителей Самарской области увидел на дороге вот такие знаки, прикрученные к каким-то палкам и сучьям на проволоку. Палки воткнуты в землю, но некоторые знаки чуть ли не падают. Вопрос: нужно ли выполнять требования этих знаков или нет?
![Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? дорожные знаки, пдд, правила](https://r4.mt.ru/r16/photo2211/20708692922-0/jpg/bp.jpeg)
Вопрос вдвойне актуален, потому что на знаках висит ограничение скорости в 20 км/ч и за холмом запросто может стоят наряд ГИБДД или камера автоматической фиксации.
Чтоб не думать и гадать, я отправил запрос в ГИБДД по Самарской области в подразделение, которое отвечает за данный участок дороги.Вот такой ответ мне пришел.
![Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? дорожные знаки, пдд, правила](https://r1.mt.ru/r23/photoE21F/20931765771-0/jpg/bp.jpeg)
Для тех, кому лень читать и вникать, скажу суть. Согласно ГОСТу 32948-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования" установка дорожных знаков на деревянных опорах разрешена, то есть по мнению ГИБДД такие знаки (см. ниже) установлены по ГОСТу.
![Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? дорожные знаки, пдд, правила](https://r1.mt.ru/r23/photo4B3A/20485620073-0/jpg/bp.jpeg)
![Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? Нужно ли выполнять требования дорожного знака, установленного на дереве или палке? дорожные знаки, пдд, правила](https://r2.mt.ru/r23/photo3FDB/20262547224-0/jpg/bp.jpeg)
Однако, если заглянуть в сам ГОСТ, то станет понятно, что начальник А.В. Колобанов немного недоговорил. Дорожные знаки, действительно могут устанавливаться на деревянных опорах, но сами опоры должны соответствовать некоторым нормам. Например:
Поверхность круглых лесоматериалов должна быть очищена от коры и сучьев и ровно обтесана.
Заглубленную часть деревянных опор следует покрывать горячим битумом на высоту 0,2 м от уровня земли.
Деревянные опоры с круглым и прямоугольным поперечными сечениями следует изготавливать из лесоматериалов и пиломатериалов хвойных пород, отвечающих требованиям не ниже третьего сорта в соответствии с национальными документами.
В данном случае налицо как минимум одно нарушение - опора неровная и необструганная, то есть знак установлен не по ГОСТу.
Что делать водителю в данной ситуации? С одной стороны Центр стандартизации и метрологии говорит, что если знак установлен с нарушениями ГОСТ, то можно считать, что его нет. С другой стороны физически он есть, его видно и он читаем, значит, выполнять его требования нужно, а за то, что он установлен не по ГОСТу должны отвечать сотрудники ГИБДД, которые должны следить за правильностью установки знаков.
У судей вообще нет общего мнения по этому вопросу: кто-то оправдывает водителей, кто-то становится на сторону инспекторов ГИБДД. Если дело доходит до суда, то нужно запросить проект организации дорожного движения на данном участке дороги. Если в схеме этих знаков вообще нет, то, суд вы, скорее всего, выиграете, а если есть, то как повезет, ведь чужие нарушения (невыполнение ГОСТа), не освобождают вас от необходимости соблюдения требований дорожных знаков.
Будьте бдительны и, чтобы избежать потери времени и денег, лучше все-таки придерживаться требований знаков, установленных даже таким образом.